Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Нарративная дистанция в киносценарии: «Потомок Чингисхана» В. И. Пудовкина

Авторы: С. А. Огудов

Госфильмофонд России, Домодедово, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 383-402
УДК: 77DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-383-402

Аннотация: Статья посвящена нарратологическому анализу киносценария. Дистанция между повествователем и миром истории изучена в связи с представлением о киносценарии не как об автономном литературном произведении, а как о совокупности текстов, соответствующих этапам подготовки к съёмкам (в нашем случае это либретто, литературный сценарий и режиссёрский сценарий). Сопоставление литературного и режиссёрского сценариев к фильму «Потомок Чингисхана», написанных соответственно О. М. Бриком и В. И. Пудовкиным, позволяет исследовать изменение нарративной дистанции, определившее особенности показа событий. При переходе от литературного сценария к режиссёрскому нарративная дистанция сокращается, что обусловлено представлением режиссёра о фильме и производственным контекстом съёмок.

Ключевые слова: нарратив, дистанция, литературный сценарий, режиссёрский сценарий, советское кино

Список литературы:

Брик О. М. Из теории и практики сценариста // Как мы работаем над киносценарием? М.: Кинофотоиздат, 1936. С. 41–53.

Гуревич С. Д. Советские писатели в кинематографе (20–30-е годы). Л.: ЛГИТМиК, 1975. 145 с.

Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: Работы по поэтике: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. С. 60–282.

Муравьева Л. Е. Mise en Abyme: нарративная дистанция // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2013. No 4 (2). С. 362–365.

Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 2017.

Booth W. C. The Rhetoric of Fiction. Chicago, London: University of Chicago Press, 1983. 552 p.

Igelström A. Narration in Screenplay Text: A Thesis Submitted to the College of Arts and Humanities in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. Bangor University. School of English, 2014.

Phelan J. Distance // Routledge Encyclopedia of Narrative Theory. Ed. by D. Herman, M. Jahn and M.-L. Ryan. London and New York: Routledge, 2005. P. 119.

Stanzel F. K. Teller-Characters and Reflector-Characters in Narrative Theo- ry // Poetics Today. 1981. Vol. 2, No 2. P. 5–15.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН