Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Йоринда и Йорингель» Бодо Фюрнайзена: тип героя и испытания в сказочном кинонарративе Авторы: А. В. Марков, О. В. Федунина Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Москва, Россия
Аннотация: Анализируются возможности и ограничения, связанные с экранным бытованием сюжета волшебной сказки. На примере одной из экранизаций доказывается, что кроме обычной мелодраматизации сказочного сюжета трансформации происходят также на уровне системы героев и системы мотиваций, что меняет композицию эпизодов и создает игру с жанровыми зрительскими ожиданиями. Линейный нарратив романного типа дополняется рядом сюжетных и композиционных приемов, демонстрирующих экзистенциальное самоопределение героя и делающих сюжет вариативным и потенциально интерактивным. Реконструируется история переработок волшебной сказки, ключевых для такого поворота, от романтической литературной сказки через культуру зрелищ до жанрового кино. Доказывается недостаточность психоаналитического подхода к материалу и необходимость аппарата критики, учитывающей функционирование культурных ассоциаций и контекстов. Ключевые слова: Фюрнайзен, братья Гримм, Андерсен, литературная сказка, волшебная сказка, эффект реальности, волшебный предмет, экранный медиум Список литературы: Андерсен Г. Х. Улитка и розовый куст: сказки и истории. СПб.: Азбука, 2000. 432 с. Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Языки славянской культуры, 2012. Т. 3. Бугаева Л. Д. Кинотекст: прояснение значения // Мир русского слова. 2011. No 4. С. 67–74. Бугаева Л. Д. О кинонарративе // Международный журнал исследований культуры. 2012. No 2. С. 6–10. Галай К. Н. Типология сходства и различия философской сказки Новалиса и народных немецких сказок // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2016. No 1. С. 27–33. Гримм Я., Гримм В. К. Сказки / Пер. с нем. Г. Петникова. Минск: Белорусская советская энциклопедия, 1983. 543 с. Жижек С. Хичкок, или Форма и ее историческое опосредование // То, что вы всегда хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока: Пер. с англ. и словен. / Ред. С. Жижек, М.: Логос, 2004. С. 9–24. Ильченко Н. М. Цветочная и растительная символика в творчестве немецких и русских романтиков // Вестник НГЛУ. 2018. Вып. 18: Художественный текст на пересечении культур. С. 92–103. Колотаев В. А. Искусство кино в системе построения стадиальной модели идентичности // Вестник ВГИК. 2010. No 5. С. 6–29. Колотаев В. А. Репродуктивная модель идентичности в советском кино 1960-х гг. // Артикульт. 2011. No 3. С. 30–48. Колотаев В. А., Марков А. В. Проблематизация феномена киноидентичности в междисциплинарных киноисследованиях // Артикульт. 2019. No 4. С. 82–93. Котелевская В. В. Риторический проект второй половины ХХ – начала ХХI в. // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, No 2. С. 26–40. Магомедова Д. М. Вагнеровский слой в «Повести о Светомире царевиче» Вячеслава Иванова // Иванов Вяч. Повесть о Светомире Царевиче / Изд. подгот. А. Л. Топорков, О. Л. Фетисенко, А. Б. Шишкин. М.: Ладомир; Наука, 2015. С. 233–254. Марков А. В. Эстетика возвышенного и категории литературоведения // Новое литературное обозрение. 2010. No 2 (102). С. 316–323. Марков А. В., Файбышенко В. Ю. Небо и событие: «Тайная вечеря» Осипа Мандельштама // Артикульт. 2016. No 4. С. 19–23. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 2-е изд., репринт. М.: Вост. лит.; Языки русской культуры, 1995. 408 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока) Николаева Е. В. Фрактальные кинонарративы: множественное число сослагательной реальности // Наука телевидения. 2014. No 11. С. 165–178. Новалис. Генрих фон Офтердинген / Изд. подгот. В. Б. Микушевич. М.: Ладомир; Наука, 2003. 280 с. (Литературные памятники) Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / Ред., коммент., указатель И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2003. 144 с. Силантьев И. В. Сюжет и смысл. М.: Языки славянской культуры, 2018. 144 с. Тамарченко Н. Д. Авантюрная литература // Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной – Intrada, 2008. С. 8–9. Федунина О. В. Поэтика сна (русский роман первой трети ХХ в. в контексте традиции). М.: Intrada, 2013. 196 с. Фрейденберг О. М. О неподвижных сюжетах и бродячих теоретиках (из служебного дневника) / Публ. и коммент. Н. В. Брагинской // Одиссей: человек в истории: представления о власти. М.: Наука, 1995. С. 272–297. Штейн С. Ю. Онтология кино и деонтологизация кинематографического материала // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. No 1. С. 130–138. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Леф. 1923. No 3. С. 70–75. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |