Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Выбор системы отсчета и оценка дискурсивной и индивидуально-авторской лингвокреативности Авторы: Мария Ивановна Киосе, Анна Александровна Степанова Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация: Предложен контрастивный метод оценки дискурсивной лингвокреативности, в основе которого лежит принцип выбора системы отсчета. В качестве систем отсчета рассматриваются разные типы дискурса; здесь это дискурс детской литературы и эпистолярный дискурс, с одной стороны, и индивидуально-авторский дискурс, с другой. Метод позволяет оценить вариативность в проявлениях лингвокреативности, определяющуюся использованием того или иного типа дискурса как системы отсчета. Анализ реализован на материале произведений трех авторов, М. Шолохова, К. Паустовского и С. Маршака, в творчестве которых представлены дискурс детской литературы и эпистолярный дискурс. В ходе исследования устанавливаются дискурсивные новации, или дискурсивно-прагматические установки, обусловливающие вариативность проявлений лингвокреативности в художественном и эпистолярном дискурсах, а также в индивидуально-авторском дискурсе. Ключевые слова: лингвокреативность, индивидуально-авторский дискурс, дискурсивные профили, дискурс детской литературы и эпистолярный дискурсы, принцип последовательных преобразований системы отсчета, дискурсивные новации Список литературы: Акимова Т. П. Лингвокультурологические характеристики эпистолярного текста (на материале писем классиков русской литературы ХIХ–ХХ вв.): Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Волгоград, 2017. 44 с. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики // Изв. АН. Серия: Литература и язык. 1997. Т. 56 (1). С. 11–21. Белова А. В. Лингвопрагматическая характеристика обратимой эпистолярной коммуникации (на материале переписки Ал. П. Чехова и А. П. Чехова): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 152 с. Белоглазова Е. В. Дискурсная гетерогенность литературы для детей: когнитивный и лингвопрагматический аспекты: Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010. 400 c. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 256 с. Григорьев В. П. Грамматика идиостиля: В. Хлебников. М.: Наука, 1983. 225 с. Гусева С. В. Текстообразующие факторы и их функционирование в эпистолярном дискурсе А. П. Чехова: Дис. ... канд. филол. наук. Йошкар-Ола, 2006. 156 с. Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017. 752 c. Зыкова И. В. Методологические векторы изучения лингвистической креативности в кинодискурсе // Уральский филологический вестник. Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». 2020. Вып. 29. С. 23–36. Зыкова И. В., Киосе М. И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs дискурс детской литературы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 26–40. Калёнова Н. А. Эмотивная фразеология в частном эпистолярном дискурсе: Монография. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2015. 258 с. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. Курьянович А. А. Теоретические вопросы изучения эпистолярия в современной лингвистике: Монография / Под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. 220 с. Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978. 368 с. Сапожникова Н. В. «В письме я есмь»: жизнь и философско-антропологическая судьба эпистолярного дискурса «русского» XIX века. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2006. 303 с. Синельникова Л. Н. О научной легитимности понятия «дискурсивная личность» // Учен. зап. Таврического нац. ун-та им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24 (63), № 2, ч. 1. С. 454–463. Троицкий Ю. Л. Историческая компаративистика: эпистемология и дискурс // Диалог со временем. 2010. Вып. 30. С. 26–32. Фесенко О. П. Эпистолярий: жанр, стиль, дискурс // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2008. Вып. 23. С. 132–143. Четверикова О. В. Знаки авторства как средства вербальной манифестации смысловой сферы творческой языковой личности: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. Тверь, 2012. 53 с. Щедровицкий Г. П. Избр. тр. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с. Bertalanffy L. General System Theory. Foundations, Development, Applications. N. Y.: University of Alberta Press, 1968. 289 p. Hunt P. Understanding children’s literature. London; New York: Routledge, 2005. 240 p. Gamble N. Exploring children’s literature: Reading with pleasure and purpose. London: SAGE, 2013. 280 p. Kiose M. I. Linguistic creativity and discourse profiles of English language children’s novels // Russian Journal of Linguistics. 2021. Vol. 25 (1). P. 147–164. Nikolaeva M. Children’s literature comes of age: Towards a new aesthetic. N. Y.: Garland, 1996. 239 p. Zipes J. Sticks and stones. The troublesome success of children’s literature from Slovenly Peter to Harry Potter. London; New York: Routledge, 2001. 228 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |