Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Лингвопрагматические и семантические параметры языковой и дискурсивной креативности в рекламе Авторы: Ольга Викторовна Соколова Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация: Проводится исследование рекламного дискурса в аспекте лингвокреативности на основании функционального и коммуникативно-дискурсивного подходов. Для рекламы характерны преобладание апеллятивной функции и ориентация на привлечение внимания адресата с помощью средств отклонения от языковой нормы. Учитывая, что структурное отклонение считается «нормой» для рекламного дискурса, более релевантными для анализа лингвокреативности являются семантические и прагматические параметры. Выделяются параметры лингвопрагматической и семантической креативности, характерные для рекламного дискурса. Ключевые слова: рекламный дискурс, лингвокреативность, лингвопрагматические параметры, семантические параметры Список литературы: Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. 1986. № 28. C. 5–33. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с. Демьянков В. З. Функционализм в зарубежной лингвистике конца 20 века // Дискурс, речь, речевая деятельность: Функциональные и структурные аспекты. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 26–136. Демьянков В. З. Языковое творчество и речевая креативность // Язык как медиатор между знанием и искусством. М.: Азбуковник, 2009. С. 11–19. Зыкова И. В. Метаязык лингвокультурологии: константы и варианты. М.: Гнозис, 2017. 752 с. Зыкова И. В., Киосе М. И. Параметризация лингвистической креативности в междискурсивном аспекте: кинодискурс vs дискурс детской литературы // Вопросы когнитивной лингвистики. 2020. № 2. С. 26–40. Ирис анова О. К. Лингвокреативные основания теории номинализации: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004. 332 с. Киосе М. И. «Метод восхождения» Ю. С. Степанова и когнитивно-семиотические измерения оптимальной лингвокреативности // Критика и семиотика. 2021. № 1. С. 107–126. DOI 10.25205/2307-1737-2021-1-107-126 Остин Дж. Как производить действия с помощью слов. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 c. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка. М.: Языки славянской культуры, 2018. 440 с. Радбиль Т. Б. Языковые аномалии в художественном тексте: Андрей Платонов и другие. М.: Флинта, 2012. 323 с. Серио . Русский язык и анализ советского политического дискурса, анализ номинализаций // Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 1999. С. 337–383. Сёрль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. Вып. 18: Логический анализ естественного языка. С. 242–263. Соколова О. В. Дискурсы активного воздействия: теория и типология: Автореф. дис… д-ра филол. наук. М., 2015. 54 с. Соколова О. В. Дискурс-«логофаг»: границы лингвокреативности и стереотипности в рекламе // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 114–142. Фещенко В. В. От лингвоэстетики к лингвоэвристике: словотворчество в художественном и научном дискурсах // Критика и семиотика. 2020. № 1. С. 92–113. DOI 10.25205/2307-1737-2020-1-92-113 Fairclough N. Language and Power. London: Longman, 1989. Langlotz A. Language, creativity, and cognition from // The Routledge Handbook of Language and Creativity. London: Routledge, 2015. P. 40–60. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London; New York: Longman, 1983. 250 p. Levinson S.C. Pragmatics. Cambridge University Press, 1983. 436 p. Sampson G. Two ideas of creativity. In: Evidence. Experiment and argument in linguistics and philosophy of language / Ed. by M. Hinton. Bern: Peter Lang, 2016. P. 15–26. Simone R. Pubblicitа e creativitа linguistica // Baldini M. Il linguaggio della pubblicitа. Roma, 2003. P. 115–119. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |