Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Фанфикшн как апокрифическая литература и постсовременный миф

Авторы: Ульяна Сергеевна Алексеева, Тимофей Дмитриевич Алексеев

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия

Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2021Страницы 141-159
УДК: 82.09DOI: 10.25205/2307-1737-2021-2-141-159

Аннотация: Исследуется фанфикшн как литературное и социальное явление. Выдвигается гипотеза о культурных обстоятельствах появления и литературных особенностях бытования фикрайтинга. На основании вывода о характере взаимодействия текста-источника и фанфиков, их художественных особенностях: жанрах, темах, мотивах, образах представляется плодотворной метафора фанфикшна как апокрифической литературы в культурном состоянии постмодерна. Практики фикрайтинга возникают в форме оппозиции к нормативному порядку литературного процесса, функционируют как миф в отношении ценностного профиля современных обществ и развиваются до автономного письма со своеобразной апокрифической поэтикой.

Ключевые слова: фанфикшн, читатель, апокриф, массовая литература, миф, писатель, постсовременность, постмодерн

Список литературы:

Абаганова А. О. Неомифологическое сознание в постмодернизме // Слово – образ – речь: грани филологического анализа литературного произведения. М., 2018. С. 183–191.

Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс, 1994. С. 72–130.

Барт Р. Нулевая степень письма. М.: Академический проект, 2008. 431 с.

Белова О. В. «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О. В. Беловой. М.: Индрик, 2004. 576 с.

Белова О. В. «Глиняные птички»: апокрифический мотив в фольклорный легендах // Slověne. 2015. Т. 4, № 1. С. 39–44.

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.

Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006.

Васильева Н. И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж. К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: Дис. … канд. филол. наук. Н. Новгород, 2005. 243 с.

Горалик Л. Как размножаются Малфои. Жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиа-контентом // Новый мир. М., 2003. № 12. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/2003/12/kak-razmnozhayutsya-malfoi.html (дата обращения 05.01.2021).

Долгополов А. Ю. Формирование литературного процесса в российском Инете: структура, особенности организации и функционирования: Авто-реф. дис. … канд. филол. наук. Тольятти, 2005. 20 с.

Неклюдов С. Ю. От составителя сборника «Наивная литература: исследования и тексты» // «Наивная литература»: исследования и тексты / Сост. С. Ю. Неклюдов. М., 2001. С. 4–14.

Неклюдов С. Ю. Голос и эхо мифа: Текст, жанр, сюжет // Живая старина. 2008. № 1. С. 2–5.

Пейгина Л. В. «Учи матчасть»: фикрайтеры как исследователи» // Наука сегодня: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Томск, 2018. Ч. 1. С. 124–126.

Радченко Д. А. Сетевой фольклор как способ осмысления актуальной реальности // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции – к виртуальности / Сост. А. С. Каргин, А. В. Костина. М., 2007. С. 63–86.

Рождественская М. В. Библейские апокрифы в литературе и книжности Древней Руси: историко-литературное исследование: Дис. в виде научного доклада … д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 79 с.

Савельева О. А. Апокрифическая повесть: «Страсти Христовы»: некоторые вопросы структуры и поэтики // Проблемы исторической поэтики. 1994. № 3 С. 76–83.

Самутина Н. В. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта // Социологическое обозрение. 2013. Т. 3, № 13. С. 137–194.

Травников С. Н. История древнерусской литературы. Хрестоматия: Учеб. пособие для академического бакалавриата / Сост. С. Н. Травников,

Л. А. Ольшевская, Е. Г. Июльская. М.: Юрайт, 2019. 426 с. Федорчук М. А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Орел, 2017. 23 с.

Четина Е. М., Клюйкова Е. А. Фандомы и фанфики: креативные практики на виртуальных платформах // Вестник Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2015 № 3 (31). С. 95–104.

Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans & Participatory Culture. Routledge, 1992, 343 р.

Naumow A. E. Apokryfy w systemie literatury cerkiewnoslowianskiej. Wroclaw, Zaklad Narodowy im. Ossolinskich, 1976, 122 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН