Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Тайнопись как особенность поэтической структуры пьесы А. П. Чехова «Три сестры»

Авторы: Людмила Павловна Якимова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2021Страницы 336-358
УДК: 82.0 DOI: 10.25205/2307-1737-2021-2-336-358

Аннотация:

Представая одним из самых востребованных произведений русской литературы, пьеса Чехова «Три сестры» до сих пор сохраняет в своей поэтике немало тайн, неизведанность которых объясняет сложность ее герменевтической истории.

В представленной статье акцентируется внимание на особенностях поэтикосмыслового воплощения числовой магии, проявившейся в обозначении как текущего, так и космического времени, а также в культурологических аллюзиях числа «три», представленного в сильной позиции заглавия пьесы «Три сестры». В семиотическом аспекте тайного значения авторских знаков рассматривается частотность повтора идиомы «всё равно» в пьесе «Три сестры», что позволяет увидеть глубину интертекстуального поля русской литературы от Достоевского до Платонова, Леонова и др.

Путь мотивно-интертекстуального анализа позволяет расширить представление о роли чеховских произведений в текстообразовательных процессах русской литературы ХХ в. Мотивно-сюжетный концепт «трех сестер» нашел новое поэтико-смысловое наполнение во многих произведениях «послечеховского» периода, подтверждением чего стали произведения Ф. Сологуба «Мелкий бес», А. Ремизова «Крестовые сёстры», анализом которых статья завершается.

Ключевые слова: Чехов, «Три сестры», текущее время и космическое время, поэтика числа «три», идиома «всё равно», текст Чехова в русской литературе, Ф. Сологуб «Мелкий бес», А. Ремизов «Крестовые сёстры»

Список литературы:

Достоевский Ф. М. Повести и рассказы: В 2 т. М., 1958. Т. 2.

Платонов А. Ювенильное море. М.: Современник, 1988. 560 с.

Рейфилд Д. Жизнь Антона Чехова. М.: Б.С.Г. Пресс, 2011. 779 с.

Ремизов А. Крестовые сестры. М.: Современник, 1989. 122 с.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 695 с.

Сологуб Ф. Мелкий бес. Минск, 1988а. 219 с.

Сологуб Ф. Звериный быт. Минск, 1988б. 46 с.

Чехов А. П. Три сестры // Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. М.: Наука, 1978.Т. 13: Пьесы. 1895–1904. . Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1978. Т. 6: Письма, январь 1895 – май 1897. 775 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН