Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Информационная эстетика Макса Бензе и теория текста: к истокам одной терминологической традиции в немецком языкознании Авторы: В. И. Карпов Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация: Макс Бензе (1910–1990) приобрел широкую известность благодаря своим работам в области эстетики, информатики и лингвистики текста. Его главным научным достижением стала информационная эстетика, которая объединила теорию информации, семиотику и классическую эстетику. Особенно заметным был его вклад в разработку концептуального аппарата для теории текста, некоторые из его идей оказали существенное влияние на развитие лингвистики в Германии. В частности, Бензе ввел в научный оборот термин Textsorte ‘сорт текста’, который прочно укоренился в немецком языкознании. В данной статье раскрывается подход Бензе к информационной эстетике и теории текста, выявляется взаимосвязь математических и гуманитарных наук в его работах. Истоки терминологического творчества Бензе исследуются на примере обозначения Textsorte ‘сорт текста’. Ключевые слова: эстетика, теория информации, семиотика, лингвистика текста, кибернетика, терминология Список литературы: Аронов В. Р. Ульмская школа // Искусствознание. 2007. № 3–4. С. 343–384. Бензе М. Введение в информационную эстетику [1968] / Пер. с нем. Л. Меламида // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972. С. 198–210. Бензе М. Духовный человек и техника [1946] / Пер. с нем. А. Рябовой // Логос. Философско-литературный журнал. 2015. Т. 25, № 2. С. 106–121. Головин Е. «Машинная литература» Макса Бензе. Об идеологической борьбе в современной эстетике по вопросу о роли художественного творчества в эпоху научно-технической революции // Лит. газета. 1972. № 18, 1 мая. С. 15. Завадский С. А. Критический анализ эстетической теории Макса Бензе: Автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: МГУ, 1971. 24 с. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: Сов. писатель, 1978. 445 с. Степанов Ю. С. Язык и метод. К современной истории языка. М.: Языки славянских культур, 1998. 784 с. Эльсберг Я. Е. Литература – природа – культура // Контекст. 1972. Литературно-теоретические исследования / Ред.: А. С. Мясников, П. В. Палиевский. М.: Наука, 1973. С. 260–276. Юрьев О. Загадки без разгадок // Ленинградская хрестоматия (от переименования до переименования): маленькая онтология великих ленинградских стихов / Сост. О. Юрьев. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2019. С. 66–83. Beck G. Textsorten und Soziolekte // Studien zur Texttheorie und deutschen Grammatik. Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1973. S. 73–112. Bense M. Aesthetica. Metaphysische Beobachtungen am Schönen-Deutsche Verlags-Anstalt, 1954. 177 S. Bense M. Neue Textsorten // Augenblick. 1961. Jahrgang 5. Heft 1. S. 23–27. Bense M. Theorie der Texte. Eine Einführung in neuere Auffassungen und Methoden. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1962. 160 S. Bense M. Einführung in die informationstheoretische Ästhetik. Grundlegung und Anwendung in der Texttheorie. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Verlag, 1969. 147 S. Bense M. Die Realität der Literatur. Autoren und ihre Texte. Köln: Kiepen heuer & Witsch, 1971. 175 S. Bense M. Ausgewählte Schriften: in 4 Bänden. Stuttgart, Weimar: Metzler, 1998. Band 3. Ästhetik und Texttheorie. 469 S. Boden P. Für “eine stetige, wenn auch unendlich langsame Perfektion der Welt”. Max Bense zum Verhältnis von Natur- und Geisteswissenschaften // Max Bense. Weltprogrammierung. Stuttgart: J. B. Metzler, 2018. S. 45–60. Pias C. Medienwissenschaften nach Bense // Max Bense. Weltprogrammierung. Stuttgart: J. B. Metzler, 2018. S. 107–120. Steger H. Über Textsorten und andere Textklassen // Textsorten und literarische Gattungen: Dokumentation des Germanistentages in Hamburg vom 1. bis 4. April 1979. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 1983. S. 25–67. Thiers B. Max Bense, Dichter einer technisierten Welt? Über konkrete Poesie, computergenerierte Textexperimente und die “Programmierung des Schönen” // Max Bense. Werk – Kontext – Wirkung. Stuttgart: J. B. Metzler, 2019, S. 257–272. Walther E. Die Entwicklung der Ästhetik im Werk von Max Bense // Semiosis. Internationale Zeitschrift für Semiotik und Ästhetik. 1993. 18. Jahrgang. Heft 3/4, № 71–72. S. 75–109. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |