Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Сергей Параджанов и Тифлис: «гид» культурной памяти, городское пространство и его трансформация

Авторы: Т. С. Симян

Ереванский государственный университет, Ереван, Армения

Выпуск 1, 2022Страницы 198-215
УДК: 808; 77.0; 7.01DOI: 10.25205/2307-1737-2022-1-198-215

Аннотация:

Статья посвящена Сергею Параджанову (1924–1990). Автор рассматривает великого режиссера в роли «гида» и знатока своего родного города Тифлиса, интерпретатора городского пространства. Особое место уделяется анализу киносценария «Исповедь», где описывается трансформация городского ландшафта. Кладбища эпохи Старого Тифлиса (Старо-Верийское и Ходживанскoe кладбища) уничтожались и превращались в Парки культуры. Подобные трансформации стали трагедией для многих семей, где были похоронены родственники и близкие армян советского Тбилиси. Разрушение кладбищ не было индивидуальной и поколенческой трагедией, oно имело и политическую составляющую. Анализ показал, что в Грузии в советскую эпоху проводилась националистическая, шовинистическая культурная, коммеморативная политика забвения, которая продолжилась в годы правления Михаила Саакашвили (2008–2013).

Ключевые слова: Старый Тифлис, Тбилиси, городское пространство, трансформация городского пространства, микроистория Тбилиси, Сергей Параджанов, Тонино Гуэрра, суеверность Тифлиса

Список литературы:

Галстян С. Параджанов. Встречи и не только (Необычный роман об удивительном человеке). Ереван: Эдит Принт, 2020. 232 с. (на арм. языке).

Демидова А. Два портрета из книги «Бегущая строка памяти» // Континент. 2011. № 150.

Калантар К. Очерки о Параджанове. Ереван: Гитутюн НАН РА, 1998. 182 с.

Карапетян Г. Сергей Параджанов // Крещатик. 2006. № 4.

Катанян В. В. Параджанов. Цена вечного праздника. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2001. 248 с.

Катанян В. В. Прикосновение к идолам. М.: Захаров / Вагриус, 1997. 446 с.

Кондахсазов Р. Незаконченные тетради. Фрагменты из книги воспоминаний // Дружба народов. 2011. № 9.

Маргарян Е. Г. Британский френч как зеркало русской революции, или язык одежды советских лидеров от Ленина до Горбачева // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020. № 4. С. 112–136.

Маргарян Е. Г. Визуальная семиотика армянской революции: вещи и символы // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 156–181.

Параджанов С. Исповедь Сергея Параджанова… собранная и сколажированная Гарегином Закояном // Киноведческие записки. 1999. № 44.

Параджанов С. Исповедь / Сост. К. Церетели. СПб: Азбука, 2001. 654 с.

Параджанов С. Дремлющий дворец. М.: Азбука-классика, 2006. 224 с.

Параджанов С. «Если художнику не верят после сорока, то ему не поверят и на том свете…». Выступлении перед творческой и научной молодежью Белоруссии 1 декабря 1971 года // Континент. 2011. № 150.

Параджанов С. Письма из зоны. Ереван: Антарес, 2020а. 356 с.

Параджанов С. Гранат любви. М.: Зебра Е, Галактика, 2020б. 288 с.

Пашаян С. Сергей Параджанов. Ереван: Изд-во ЕГУ, 2018. 160 с. (на арм. яз.)

Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 197–215.

Церетели К. (сост.) Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь – игра / Автор идеи, предисловия, комментариев, составление и подбор иллюстраций К. Церетели. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2008. 288 с.

Шевченко Д. Как я посадил Параджанова… // Совершенно секретно. 1997. № 12. С. 18–19.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН