Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Метадрама в творчестве В. Мирзоева Авторы: П. Е. Жиличев Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Аннотация: Рассматриваются особенности метадрамы на материале творчества В. Мирзоева. В результате анализа устанавливается, что поэтика метадрам Мирзоева базируется на технике пастиша: в пьесах используются традиционные актанты интриги, гибридизация аллюзий классической и современной литературы, палимпсестная структура цитирования. Техника пастиша соответствует интриге метаморфозы, организующей развитие действия, т. е. изображению абсурдистской космогонии мира, основанного на деконструкции штампов мировой культуры и изменения сознания героя и адресата. Кроме того, для Мирзоева характерна филологическая рефлексия интерпретационных категорий, например термина абсурд, который встречается не только в эссе, но и в художественных текстах писателя. Ключевые слова: абсурд, Мирзоев, метадрама, метатеатр, пастиш, палимпсест Список литературы: Буренина О. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. ст. / Отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7–75. Винер Н. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966. 104 с. Вислова А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX–XXI веков. М.: Логос, 2009. 272 с. Дайер Р. Пастиш. М.: ИД Высшей школы экономики, 2021. 344 с. Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920–1950-х гг.). Новосибирск: НГПУ, 2013. 317 с. Коган П. С. Очерки по истории западноевропейского театра / Под ред. А. К. Дживелегова. М.: Юрайт, 2020. 173 с. Кузина Н. В., Кузина Л. Б. «Этюды о свободе» В. Мирзоева как триптих драмы абсурда и цикл киноновелл // Культура и искусство. 2018. № 6. С. 55–65. DOI 10.7256/2454-0625.2018.6.26582 Лощилов И. Е. XX Плоскость сверхповести Велимира Хлебникова «Зангези» («Горе и смех») и её «развитие» у поэтов ОБЭРИУ (1927–1929) // Велимир Хлебников, будетлянский поэт. Velimir Xlebnikov, poète futurien. Modernitès russes 8. Lyon: Centre d‘Études Slaves André Lirondelle. Université Jean Moulin Lyon 3, 2009. P. 407–435. Мейерхольд В. Э. Лекции: 1918–1919. М.: ОГИ, 2001. 280 с. Никитина Т. И. Художественная трансформация времени и памяти в пьесе Г. Пинтера «Былые времена» // Вестник РГГУ. 2008. № 9. С. 218–227. Сендерович С., Шварц Е. Сок трех апельсинов. Набоков и петербургский театральный авангард // Империя N. Набоков и наследники / Под ред. Ю. Левина, Е. Сошкина. М.: НЛО, 2006. С. 293–347. Силард Л. Герметизм и герменевтика. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002. 328 с. Сухотин М. Два Дон Жуана // Русский журнал. 1999. 3 авг. URL: http:// old.russ.ru/krug/19990803_s.html (дата обращения 15.10.2021). Тарковский А. Лекции по кинорежиссуре. Л.: Ленфильм, 1989. 118 с. Ханзен-Леве О. Интермедиальность в русской культуре. От символизма к авангарду. М.: РГГУ, 2016. 450 c. Шатин Ю. В. Концепт СЕРДЦЕ и его художественная деконструкция в русской поэзии XX века // Критика и семиотика. 2011. № 15. С. 189–196. Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с. Ямпольский М. Беспамятство как исток (читая Хармса). М.: НЛО, 1998. 384 с. Abel L. Metatheatre: A New View of Dramatic Form. New York: Holmes & Meier Publ., 2003. 208 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |