Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Русская литературная критика в аспекте методологии когнитивизма Авторы: Н. В. Володина Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия
Аннотация: Когнитивное литературоведение – современное научное направление, методология которого направлена на изучение литературы как особого вида ментальной деятельности. Если рассматривать критику как пограничное явление, близкое научному и художественному дискурсу, то в ней можно увидеть те же познавательные и мыслительные процессы, которые характеризуют собственно художественное творчество. Однако в критике они приобретают «вторичный», металитературный характер, ибо предметом познания для нее становится литература, а целью – ее интерпретация и оценка. Анализ литературной критики с позиции методологии когнитивизма позволяет выявить определенные когнитивные механизмы критики, вовлеченные в этот процесс. В статье в этом качестве рассматриваются явления «транспортации», «встраивания», «категоризации», «метафоризации» – на материале русской литературной критики XIX в. Ключевые слова: когнитивное литературоведение, русская литературная критика девятнадцатого века, когнитивные механизмы критики Список литературы: Анненков П. В. Литературный тип слабого человека. По поводу тургеневской «Аси» // Анненков П. В. Критические очерки / Под ред. И. Н. Сухих. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. С. 152–178. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5–32. Ахапкин Д. Н. Когнитивное литературоведение: от порядка к хаосу и обратно // НЛО. 2017. № 147. URL: http://www.intelros.ru/readroom/nlo/ 143-2017/32659-kognitivnoe-literaturovedenie-ot-poryadka-k-haosu-i-obratno.html (дата обращения 13.08.2021). Ахшарумов Н. Д. «Преступление и наказание», роман Ф. М. Достоевского // Ахшарумов Н. Д. Литературная критика и эстетика. Череповец: ЧГУ, 2019. С. 147–172. Белинский В. Г. Герой нашего времени. Соч. М. Ю. Лермонтова // Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1978. Т. 3. С. 78–150. Герцен А. И. Еще раз Базаров // Герцен А. И. Письма издалека. М.: Современник, 1981. С. 383–394. Григорьев А. А. Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства // Григорьев А. А. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 2. С. 7–47. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературой критики. Жанры. Композиция. Стиль. Л.: Сов. писатель, 1980. 318 с. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. 944 с. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Иностр. лит., 1962. 548 с. Катков М. Н. Пушкин // Русская эстетика и критика 40–50-х годов XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 369–400. Красных В. В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Серия «Филология». 1998. № 1. С. 60–61. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 6–17. Кубрякова Е. С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004. 256 с. Лозинская Е. В. Когнитивное литературоведение // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия / Под ред. Е. А. Цургановой. М.: Intrada, 2004. С. 181–184. Лотман Ю. М. Мозг – текст – культура – искусственный интеллект // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т.: Таллин, 1992. Т. 3. С. 25–33. Писарев Д. И. Базаров // Писарев Д. И. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худож. лит., 1955. Т. 2. С. 7–50. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. 610 с. Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007. 249 с. Словарь Л. С. Выготского. М.: Смысл, 2007. 119 с. Тарасова И. А. Когнитивная поэтика: предмет, терминология. Методы. Саратов: Науч. кн., 2016. 221 с. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous // Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. М.: Гослит, 1950. Т. 5. С. 156–174. Abbott H. How Do We Read What Isn’t There to Be Read? // Zunshine L. (ed.) The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies. New York: Oxford Uni. Press, 2015. P. 85–104. Bortolussi M., Dixon P. Challenges to the Metaphor // Zunshine L. (ed.) The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies. New York, Oxford Uni. Press, 2015, pp. 525–540. Green M. C. Transportation into Narrative Worlds: The Role of Prior Knowledge and Perceived Realism // Discourse Processes, 2004. Vol. 38, no. 2. P. 247–266. Green M. C., Brock T. C. The Role of Transportation in the Persuasiveness of Public Narratives // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79, no. 5. P. 701–721. Richardson A. Literature and the Cognitive Revolution: An Introduction // Poetics Today. 2002. Vol. 23, no. 1. P. 1–8. Richardson A. Imagination: Literary and Cognitive Intersections // Zunshine L. (ed.) The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies. New York: Oxford Uni. Press, 2015, pp. 225–245. Zunshine L. (ed.) The Oxford Handbook of Cognitive Literary Studies. New York: Oxford Uni. Press, 2015. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |