Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Восточный» триолет Константина Липскерова («Азия»)

Авторы: Елена Юрьевна Куликова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 295-310
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-295-310

Аннотация: Рассматривается сонетизированный триолет Константина Липскерова «Азия» из книги стихов о Туркестане «Песок и розы» (1916). Анализируется нелинейность лирического сюжета стихотворения, «обращенные вспять ходы, радиальные черты, центробежные и центростремительные» (Ю. Н. Чумаков). Изначально заданная симметрия 14-строчного триолета Липскерова с удаленными друг от друга рефренами превращается в асимметрию: два стиха из второй части элиминированы, повторы становятся орнаментом, обрамляющим лирический сюжет. В то же время они вторгаются в основной ход повествования, вплетая в него свою линию. Проводится интермедиальная аналогия колористики триолета с туркестанскими картинами В. Верещагина.

Ключевые слова: Константин Липскеров, триолет, сонетизированный триолет, жанр, лирический сюжет, туркестанские стихи

Список литературы:

Алленова Е. Василий Верещагин. Путеводитель по выставке в Новой Третьяковке // Артгид. 16.03.2018. URL: https://artguide.com/posts/1457 (дата обращения 10.07.2022).

Бублик Е. В. Жанрово-строфическая система триолета в русской поэзии ХVІІІ–XXI веков: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2017. 32 с.

Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. М.: НЛО, 2012. 624 с.

Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М.: Высш. шк., 1993. 272 с.

Лидин В. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1974. Т. 3: Рассказы. 1967–1968. Люди и встречи. 716 с.

Дмитриева И. В. Роль цветовых гармоний в архитектурном декоре Центральной Азии // Наука, образование и культура. 2020. № 5 (49). С. 43–45.

Олидорт Б. Липскеров К. Песок и розы // Приазовский край. 1916. № 263. 6 окт. С. 5.

Останкович А. В., Федотов О. И., Шпак Е. В., Крупинина В. Д. «Нетвёрдость» твёрдых форм стиха как условие реализации их синергетического потенциала. Ставрополь: Альфа-Принт, 2012. 372 с.

Соболев А., Тименчик Р. Венеция в русской поэзии: Опыт антологии. 1888–1972. М.: НЛО, 2019. 1104 с.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры, 2010. 88 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН