Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Между Вертовым и Флаэрти: монтажные стратегии репрезентации реальности в практике кино и телевидения

Авторы: Елизавета Анатольевна Манскова

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

Выпуск 1, 2023Страницы 419-436
УДК: 791.43/.45DOI: 10.25205/2307-1753-2023-1-419-436

Аннотация:

Рассматривается актуальная сегодня проблема девальвации экранного документа, исчезновения четких границ между игровым и неигровым, фактом и вымыслом. Автор предлагает анализ этого феномена с точки зрения технологических стратегий современных режиссеров и репортеров в практике телевидения. Структурно-семиотический подход позволяет сосредоточить внимание на анализе технического кодирования реальности. В результате автор приходит к выводу о доминировании двух основных монтажных стратегий в практике документального кино и телевидения, которые можно обозначить терминами «вертовский» и «флаэртианский» подходы. При флаэртианском подходе придание факту свойств драматургически законченной истории происходит на этапе внутрикадрового монтажа, т. е. на этапе съёмок, при этом может быть допустимо использование метода реконструкции факта. При вертовском подходе режиссер или репортер не вмешивается в ход события, предпочитая репортажный метод, метод наблюдения, скрытую камеру, привычную камеру, а драматургию зафиксированного события при недостатке фактуры создает уже на этапе междукадрового монтажа. На основе наблюдений за работой современных редакций информации и контент-анализа автор приходит к выводу о том, что в практике информационного производства сегодня доминирует флаэртианский подход, а в практике теледокументалистики – вертовский. При этом отсутствие норм и канонов в использовании обеих стратегий в телевизионном производстве приводит к искажению документального метода, нарушению принципа достоверности экранного документа.

Ключевые слова: Дзига Вертов, Роберт Флаэрти, документальное кино, телевидение, монтаж, постановочность, достоверность

Список литературы:

Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии // Сибирские исторические исследования. 2017. № 3. С. 11–28.

Вертов Д. Из наследия. В 2 т. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. Т. 2: Статьи и выступления. 641 с.

Клецкин А., Листов В., Петрич В., Рихтер Р., Рошаль Л. Прыжок Вертова // Искусство кино. 1992. № 11. С. 97–108.

Роберт Флаэрти: Статьи. Свидетельства. Интервью / Сост. Т. Г. Беляева. М.: Искусство, 1980. 224 с.

Трусевич Е. С. Метод первичной ситуации в неигровом кино и на телевидении // Культурная жизнь юга Сибири. 2019. № 3 (74). С. 10–16.

Fiske J. Television and Postmodernism // Curran J., Gurevitch M. (eds.). Mass Media and Society. London: Edward Arnold, 1991. P. 55–67.

Zimmermann P. R. Reconstructing Vertov: soviet film theory and American radical documentary // Journal of Film and Video. 1992. no. 44 (1/2). P. 80–90.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН