Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Проблема семиотического перевода: мистификатор и «переводчик» (на примере Сергея Параджанова)

Авторы: Тигран Сержикович Симян

Ереванский государственный университет, Ереван, Армения

Выпуск 1, 2023Страницы 453-468
УДК: 003, 7.08, 81՝22DOI: 10.25205/2307-1753-2023-1-453-468

Аннотация:

Статья посвящена проблеме семиотического перевода на примере Сергея Параджанова, описанию его переводческого дара с одной знаковой системы на другую. С. Параджанов был великим мистификатором, рассказчиком. Он кодировал и перекодировал разные бытовые ситуации в перформансы, прозаические происшествия в драматические события. Причинами подобных перформансов были его внутренние страхи, комплексы, впечатления. Подробно описываются параджановские нарративные мистификации, бытовые инсценировки в перформансы как новые сигнификации, а также его рефлексии о семиотическом переводе. Иными словами, параджановский семиозис представляется как знакотворчество нового, коннотативного уровня. В статье аргументируются следующие тезисы: а) процесс (пере)кодирования или семиотического перевода протекает через различные комбинации вещного и цветового мира; б) перекодировка параджановских текстов (в широком смысле слова) происходит через смещение контекстов и нового означивания и семиозиса.

Ключевые слова: семиотический перевод, семиозис, интермедиальность, гиперболизация наррации, Параджанов

Список литературы:

Белостоцкий В. Г. Памятник Ленину на площади Ленина. Томск, 1959. URL: https://inlnk.ru/poodXQ (дата обращения 13.07.2022).

Блейман М. Архаисты или новаторы? // Искусство кино. 1970. № 7. С. 55–76.

Галстян С. Параджанов. Встречи и не только (Необычный роман об удивительном человеке). Ереван, 2020. (на арм. яз.)

Евсеев С. Памятник В. И. Ленину у Финляндского вокзала. Л., 1926. URL: https://clck.ru/sK5b4 (дата обращения 13.07.2022).

Карапетян Г. Сергей Параджанов // Крещатик. 2006. № 4. URL: https:// inlnk.ru/oeeX5d (дата обращения 09.10.2021).

Катанян В. В. Параджанов. Цена вечного праздника. Н. Новгород, 2001.

Лессинг Г. -Э. Избранное. М., 1980.

Миракян А. Ретро-град (записки кинематографиста). Ереван, 2005.

Параджанов С. «Если художнику не верят после сорока, то ему не поверят и на том свете…». Выступление перед творческой и научной молодёжью Белоруссии 1 декабря 1971 года // Континент. 2011. № 150.

Параджанов С. Письма из зоны / Автор проекта, сост. и гл. ред. Гарегин Закоян. Ереван, 2020.

Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ: проблема визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 197–215.

Симян Т. С. Параджановский Киев советской эпохи: «Киевские фрески» // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2021. № 1. С. 119–141. DOI 10.34680/urbis-2021-1-119-141

Топуридзе В. Памятник В. И. Ленину на площади Ленина. Тбилиси, 1956. URL: https://inlnk.ru/n008an (дата обращения 13.07.2022).

Церетели К. (сост.) Коллаж на фоне автопортрета. Жизнь – игра / Автор идеи, предисловия, комментариев, составление и подбор иллюстраций К. Церетели. Н. Новгород, 2008.

Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.

Simyan T. “Guilty of Being Free”: An Intellectual vs Soviet Penal System (Prison Letters and Drawings of Sergei Parajanov) // Changing Societies & Personalities. 2022. № 6 (1). P. 197–216. DOI 10.15826/csp.2022.6.1.170

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН