Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Наследие Н. М. Тарабукина в перспективе семиотики: знак – смысл – жизнь

Авторы: Наталия Витальевна Злыднева

Институт славяноведения Российской академии наук, Москва, Россия

Выпуск 2, 2023Страницы 53-72
УДК: 82DOI: 10.25205/2307-1753-2023-2-53-72

Аннотация:

Статья посвящена наследию Николая Михайловича Тарабукина – видного искусствоведа 1920–1930-х гг., сотрудника ГАХН, во многом опередившего свое время, однако основательно забытого в наши дни. Его труды по теории и истории изобразительного искусства отмечены поисками путей аналитической формализации и рассматриваются как предвосхищение ряда идей отечественной семиотики. Речь идет о предложенном Тарабукиным системном анализе художественного изображения как коммуникативного процесса. В статье освещены проблемы семантико-синтаксического комплекса живописной композиции, жеста как универсального языка зрительных искусств, типологии портретных форм в свете проблемы времени в искусстве и концепта жизни. Наряду с опубликованными в разные годы трудами Тарабукина к анализу его наследия привлечена и неизданная книга «Жест в искусстве» (1929). Показано, что в идеях Тарабукина можно считать проявлением глубинной семиотики, а что отдаляется от нее. Теоретические воззрения исследователя, принцип становления как основа живописного языка поставлены в контекст альтернативной художественной практики советского искусства конца 1920-х гг. – живописи экспрессионизма, что позволяет рассматривать целокупный опус ученого в составе семиосферы эпохи.

Ключевые слова: Тарабукин, живопись, семиотика, композиция, жест, портрет, концепт жизни

Список литературы:

Вздорнов Г. И., Дунаев А. Г. Николай Михайлович Тарабукин и его книга «Философия иконы» // Тарабукин Н. М. Смысл иконы / Вступ. ст. Г. И. Вздорнова и А. Г. Дунаева; публ. и подгот. текстов А. Г. Дунаева; примеч. А. Г. Дунаева и Б. Н. Дудочкина. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. С. 5–25.

Винокур Г. О. Биография и культура. М., 2007.

Гидини М. К. «Формы жизни» – поступок, портрет и жест – в теоретических размышлениях ученых ГАХН // Логос. 2010. № 2 (75) С. 52–67.

Деветьярова И. Г., Нехотин В. В. Искусствовед Николай Михайлович Тарабукин: из публикаций периода Гражданской войны (1919–1920) // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля. Омск, 2022. С. 36–55.

Дунаев А. Г. Аннотированный указатель трудов Н. М. Тарабукина, архивных материалов и литературы о Н. М. Тарабукине. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во ГИТИС, 2023. 266 с.

Живов В. М. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // НЛО 2009. № 4 (98). URL: https://magazines.gorky.media/nlo/ 2009/4 (дата обращения 05.11.2022).

Злыднева Н. В. Жест в живописи между эмоциональным и рациональным в свете наследия Н. М. Тарабукина // Эмоциональное и рациональное в славянских литературах и искусстве / Под ред. Н. М. Куренной, Д. К. Полякова. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2022. С. 88–98.

Иванов Вяч. Вс. Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики // Труды по знаковым системам VI. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1973. С. 5–44.

Левит С. Я. Философия культуры Г. Зиммеля // Вестник культурологии 2019. № 1 (88). С. 82–108.

Лотман Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. С. 349–375. (Серия «Мир искусств»)

Плотников Н. С. Структура как ключевое понятие герменевтического искусствознания // Философия и науки об искусстве. ГАХН в истории европейского эстетического сознания / Под ред. Н. Подземской, И. Чубарова. Издание журнала Логос. М., 2010. № 2 (75). С. 35–51.

Плотников Н. С. Структура и история. Программа философских исследований искусства в ГАХН // Искусство как язык – языки искусства. Государственная Академия Художественных Наук и эстетическая теория 1920-х годов / Под ред. Н. С. Плотникова, Н. П. Подземской при участии

Ю. Н. Якименко. М.: НЛО, 2017. Т. 1. С. 29–43.

Сироткина И. Е. Кинематология, или наука о движении. Забытый проект ГАХН // Apparatus. Film, media and digital cultures in Central and Eastern Europe. 2017. No. 5. URL: https://www.apparatusjournal.net/index.php/ apparatus/article/view/81/127 (дата обращения 19.10.2022).

Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923–1929 гг. / Под ред. и послесл. И. М. Чубарова. М.: Логос-Альтера, Ecce Homo, 2005. С. 126–127.

Тарабукин Н. М. Портрет, как форма стиля // Искусство портрета: Сб. ст. Н. И. Жинкина, А. Г. Габричевского, Б. В. Шапошникова, А. Г. Циреса, Н. М. Тарабукина / Под ред. А. Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1927. С. 159–193.

Тарабукин Н. М. Смысловое значение диагональных композиций в живописи // Труды по знаковым системам VI. Учен. зап. Тартуского гос. ун-та. Тарту, 1973. С. 472–781.

Тарабукин Н. М. Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1974.

Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи / Публ. А. Г. Дунаева // Вопросы искусствознания. 1993. № 1, 2; 1994. № 1.

Тарабукин Н. М. Смысл иконы / Вступ. ст. Г. И. Вздорнова, А. Г. Дунаева; публ. и подгот. текстов А. Г. Дунаева; примеч. А. Г. Дунаева, Б. Н. Дудочкина. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.

Тарабукин Н. М. От мольберта к машине. М.: Adмаргинем, 2015.

Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура / Отв. ред. Т. В. Цивьян. М.: Наука, 1983. С. 227–284.

Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. С. 221–296.

Фещенко В. В. Густав Шпет и неявная традиция глубинной семиотики в России // Современная семиотика и гуманитарные науки. М.: ЯСК, 2010. С. 347–362.

Simmel G. Rembrandt. Ein kunstphilosophischer Versuch. Leipzig: Wolf, 1916.

Tarasti E. Existential semiotics. Bloomington: Indiana Uni. Press, 2000. 218 p.

Zlydneva N. La escuela semiótica Tartu-Moscú y la historia del arte ruso del siglo XX: el caso de una (no) reunión. Coordinado por Inna Merkoulova, Miguel Martín y Franciscu Sedda, con la colaboración de Pampa Arán y de Jorge Lozano (in memoriam) // deSignis, HORS SERIE 02. Septiembre 2022. Semiótica de la Cultura. De Yuri Lotman al future, pp. 59–70.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН