Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: О жанровом единстве баллад Жуковского: ролевые позиции vs мотивы Авторы: Кирилл Владиславович Анисимов, Евгения Евгеньевна Анисимова Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Аннотация: Исследуются структурные константы баллад В. А. Жуковского – создателя национального жанрового канона. В качестве типологического ядра выделено неизменное распределение ролевых амплуа, показано, как на этих структурных позициях могут «выступать» герои разных типов, в поэтике образов которых задействованы мотивы, варьирующиеся в границах широкого содержательного диапазона. В работе показано, что основой баллады Жуковского является диалогово-ролевой треугольник: сила универсального Миропорядка – связанный с этой силой подвижный герой, топографически и / или символически принадлежащий «иному миру» – герой, делающий роковой выбор. Ключевые слова: В. А. Жуковский, баллада, жанр, мотив, ролевые позиции, функции действующих лиц Список литературы: Виницкий И. Дом толкователя. Поэтическая семантика и историческое воображение В. А. Жуковского. М.: НЛО, 2006. 328 с. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 406 с. Власенко Т. Л. Типология сюжетов русской романтической баллады // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь: ПермГУ, 1982. С. 20–29. Грибоедов А. С. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» // Грибоедов А. С. Полн. собр. соч.: В 3 т. СПб.: Нотабене, 1999. Т. 2. С. 253–262. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. 355 с. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия // Лотман Ю. М. О русской литературе. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. С. 712–729. Магомедова Д. М. Баллада // Теория литературных жанров. М.: Академия, 2011. С. 125–128. Микешин А. М. О жанровой структуре русской баллады // Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во ТГУ, 1972. С. 154–156. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья…» Время и баллады В. А. Жуковского // Свой подвиг свершив... М.: Книга, 1987. С. 155–264. Повесть о Дракуле / Исслед. и подгот. текстов Я. С. Лурье. М.; Л.: Наука, 1964. 211 с. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с. Серман И. З. К вопросу о смысловом единстве баллад В. А. Жуковского // Серман И. З. Свободные размышления: Воспоминания, статьи. М.: НЛО, 2013. С. 137–144. Силантьев И. В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е. К. Ромодановская. М.: ЯСК, 2004. 296 с. Топоров В. Н. Μουσαι «Музы»: соображения об имени и предыстории образа (к оценке фракийского вклада) // Славянское и балканское языкознание. Античная балканистика и сравнительная грамматика. М.: Наука, 1977. Вып. 3. С. 28–86. Трофимова Н. В. «Скуп и жесток был епископ Гаттон…» (баллада В. А. Жуковского «Суд Божий над епископом» и история ее сюжета в древнерусской литературе) // Русская баллада. История и теория жанра. Сб. науч. ст. / Отв. ред. Н. С. Травников. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2006. С. 122–138. Янушкевич А. С. В мире Жуковского. М.: Наука, 2006. 524 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |