Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Жанровая вариативность рассказов А. П. Чехова 1887 года: «Беда», «Поцелуй», «Рассказ госпожи NN»

Авторы: Людмила Николаевна Синякова

Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2023Страницы 302-315
УДК: 82-3DOI: 10.25205/2307-1753-2023-2-302-315

Аннотация: Исследуется становление жанра чеховского рассказа. Жанровый состав рассказов А. П. Чехова переломного периода вариативен. В событийной и смысловой организации повествования в трех рассказах («Беда», «Поцелуй», «Рассказ госпожи NN») существенное значение приобретает универсалия судьба, формирующая системную целостность рассказов. Сюжетная реализация темы судьбы осуществляется различными жанровыми средствами. В «Беде» просматривается канон «новой» повести, генетически восходящей к притче, и жанровая установка рассказа на воссоздание единичного человека (единичной судьбы). В рассказе «Поцелуй» синтез новеллистической и «рассказовой» событийности (необычайное против обыкновенного) органически соединены в жанр рассказа о «таинственном приключении», а в «Рассказе госпожи NN» жанр приобретает структурную и повествовательную завершенность.

Ключевые слова: жанр, рассказ, событийность, персонаж, судьба

Список литературы:

Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: Худож. лит., 1984. 511 с.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. 1144 с.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2 т. М.: Рус. яз., 2000. URL: https://lexicography.online/ explanatory/efremova (дата обращения 14.06.2023).

Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2000–2001. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHc2733a9b6524f7ca3ca4c2 (дата обращения 14.06.2023).

Теория литературных жанров / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2012. 256 с.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высш. шк., 1989. 135 с.

Тюпа В. И. Нарративная стратегия притчи в литературной традиции // Притча в русской словесности: от Средневековья к современности. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. С. 34–78.

Тюпа В. И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.

Цилевич Л. М. Сюжет чеховского рассказа. Рига: Звайгзне, 1976. 238 с.

Чудаков А. П. Поэтика Чехова. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. 704 с.

Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л.: Худож. лит., 1986. 456 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН