Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Дистанционный монтаж» Артавазда Пелешяна в семиотической перспективе (на основе теоретических работ режиссера)

Авторы: Тигран Сержикович Симян

Ереванский государственный университет, Ереван, Армения

Выпуск 1, 2024Страницы 64-89
УДК: 82-2; 791.43.01; 791.43(4/9); 778.5(4/9)DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-64-89

Аннотация:

Статья посвящена, наряду с Сергеем Параджановым, всемирно известному режиссеру армянского документального кино Артавазду Пелешяну (род. 1938). Его слава приходится на 1988 г., конец советской эпохи, когда многие деятели армянской культуры стали выездными. С семиотической перспективы и метаязыка в статье анализируются основные аспекты «дистанционного монтажа», соотношение изображения и звука / музыки, генеративный потенциал киноязыка режиссера. Основной акцент ставится на специфический язык монтажа, основанный не на сцеплении, стыковке и склеивании кинокадров (Вертов, Эйзенштейн), а на деколлаже (принцип Марселя Мериена). Армянский режиссер с помощью дистанционного монтажа демонтирует монтаж, тем самым кодируя эмоциональный пласт документальных фильмов. «Дистанционный монтаж» Пелешяна типологически близок к теории Т. С. Элиота (персонифи-цированная поэзия / эмоция). «Дистанционный монтаж» становится катализа-тором для интеллектуальной работы зрителя, поскольку в визуальном ряде убирается всё «лишнее», «шум» (в семиотическом смысле слова). Авторский посыл рассеивается по всему кинотексту и на структурно-прагматическом уровне собирается в «рамочную» конструкцию.

Ключевые слова: дистанционный монтаж, семиотика кино, Артавазд Пелешян, советское документальное кино, поэтическое кино

Список литературы:

Ариан М. Артавазд Пелешян – сенсация на фестивале фильмов в Роттердаме // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 45–47.

Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. 458 с.; Ч. 2. 417 с.

Бахтин М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари; ЯСК, 2002. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского (1963), Работы 1960–1970-х гг. 799 с.

Беркова Н. Н. Критерии подхода к композиции документальных фильмов о природе // Вестник ВГИК. 2017. T. 9, № 4 (34). С. 71–82. DOI 10.17816/VGIK9471-82

Вартанов М. Артавазд Пелешян // Гарун. 1971. № 5–6. С. 34–36. (на арм. яз.)

Вентро Э. Параджанов и Пелешян – возвращение армянских режиссеров / Пер. В. Карапец // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 50–51.

Галстян С. Пелешян. Легенда нашего времени. Ереван, 2021. 232 с.

Гожондек Э. Просто чистое кино // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 7–8.

Дуличенко А. Д. Введение в славянскую филологию: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2014. 720 с.

Иванов Вяч. Вс. Время и вещи // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: ЯСК, 2007. С. 545–552.

Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Пер. с фр. А. К. Черноглазова. М.: Гнозис, 1995. 192 с.

Мукаржовски Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 606 с.

Муратов С. Земноводные выходят на сушу // Галстян С. Пелешян. Легенда нашего времени. Ереван, 2021. С. 201–202.

Ниней Фр. Пелешян, или Демонтированная реальность // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 100–103.

Нортон Дж. «И на Земле как на небе» // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 12–17.

Пелешян А. Мое кино. Ереван: Советакан грох, 1988. 256 с.

Пелешян A. «Возможно, вы… одна из букв киноалфавита». Артавазд

Пелешян в беседе с Александром Сокуровым и Гансом-Йоахимом Шлегелем. Штутгарт, 1995 / Пер. С. Е. Шлапоберской // Киноведческие записки. 2000. № 49. С. 180–184.

Пелешян А. «Я монтажом уничтожаю монтаж…» Мастер-класс во ВГИКе, октябрь 2005 г. (публ. Ануш Хачатрян, Ольга Баженова) // Киноведческие записки. 2006. № 78. С. 96–106.

Пелешян А. Моя вселенная и единая теория поля. Ереван: Тигран Мец, 2017. 220 с.

Пелешян А., Годар Ж.-Л. Довавилонский язык. Беседа А. Пелешяна и Жана-Люка Годара, 1992 г. / Пер. Вера Румянцева, публ. Жан-Мишель

Фродон // Киноведческие записки. 2006. № 78, С. 96–101. URL: https://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/854/ (дата обращения 06.03.2024).

Фродон Ж.-М. Изобретение Пелешяна // Киноведческие записки. 2006. № 78. С. 106–108.

Харитонова О. Саратов посетил гений // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 35–36.

Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам. 1984. Вып. 17. C. 109–121.

Шкловский В. 5 апреля 1972 г., Москва // Пелешян А. Мое кино. Ереван: Советакан грох, 1988. С. 229.

Шкловский В. Поэзия и проза в кинематографии // Поэтика кино / Под ред. Б. М. Эйхенбаума; с предисл. К. Шутко. СПб., 2001. С. 90–92.

Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. /

Сост., предисл., общ. ред. JI. Г Андреева. М.: Прогресс, 1986. 640 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с.

Якобсон Р. Упадок фильма // Якобсон Р. Язык и бессознательное / Пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошкина; сост., вступ. К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996. 248 с.

Ямполький М. Схема? Свободная стихия! О кинематографе Артура Пелешяна // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 52–65.

Henzelmann M. Der Ausbau des Bunjewatzischen zu einer südslavischen Mikroliteratursprache // Zeitschrift für Slawistik. 2016. Nu. 61 (2). S. 353–368.

Peleshian A. Time Against Me, My Cinema Against Time // Discourse. 2000. Vol. 22, no. 1. P. 92–93.

Pinson H. A Synthesis of Animation and Jazz in Begone Dull Care // Intersections. 2017. No. 37/2, pp. 100–122.

Tarkowski А. Die versiedelte Zeit. Gedanken zur Kunst, zur Kritik und Poetik des Films. Mit einem Vorwort von Dominik Graf. Berlin: Alexander Verlag Berlin, 2021. 320 S.

Leeuwen Theo van, Djonov Emilia. Notes Towards a semiotics of kinetic Typography // Social Semiotics. 2015. Vol. 25, no. 2. P. 244–253. DOI 10.1080/ 10350330.2015.1010324

Worth S. The Development of a Semiotic of Film // Semiotica. 1969. Vol. 1, no. 3. P. 282–321.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН