Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Дистанционный монтаж» Артавазда Пелешяна в семиотической перспективе (на основе теоретических работ режиссера) Авторы: Тигран Сержикович Симян Ереванский государственный университет, Ереван, Армения
Аннотация: Статья посвящена, наряду с Сергеем Параджановым, всемирно известному режиссеру армянского документального кино Артавазду Пелешяну (род. 1938). Его слава приходится на 1988 г., конец советской эпохи, когда многие деятели армянской культуры стали выездными. С семиотической перспективы и метаязыка в статье анализируются основные аспекты «дистанционного монтажа», соотношение изображения и звука / музыки, генеративный потенциал киноязыка режиссера. Основной акцент ставится на специфический язык монтажа, основанный не на сцеплении, стыковке и склеивании кинокадров (Вертов, Эйзенштейн), а на деколлаже (принцип Марселя Мериена). Армянский режиссер с помощью дистанционного монтажа демонтирует монтаж, тем самым кодируя эмоциональный пласт документальных фильмов. «Дистанционный монтаж» Пелешяна типологически близок к теории Т. С. Элиота (персонифи-цированная поэзия / эмоция). «Дистанционный монтаж» становится катализа-тором для интеллектуальной работы зрителя, поскольку в визуальном ряде убирается всё «лишнее», «шум» (в семиотическом смысле слова). Авторский посыл рассеивается по всему кинотексту и на структурно-прагматическом уровне собирается в «рамочную» конструкцию. Ключевые слова: дистанционный монтаж, семиотика кино, Артавазд Пелешян, советское документальное кино, поэтическое кино Список литературы: Ариан М. Артавазд Пелешян – сенсация на фестивале фильмов в Роттердаме // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 45–47. Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. 458 с.; Ч. 2. 417 с. Бахтин М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари; ЯСК, 2002. Т. 6: Проблемы поэтики Достоевского (1963), Работы 1960–1970-х гг. 799 с. Беркова Н. Н. Критерии подхода к композиции документальных фильмов о природе // Вестник ВГИК. 2017. T. 9, № 4 (34). С. 71–82. DOI 10.17816/VGIK9471-82 Вартанов М. Артавазд Пелешян // Гарун. 1971. № 5–6. С. 34–36. (на арм. яз.) Вентро Э. Параджанов и Пелешян – возвращение армянских режиссеров / Пер. В. Карапец // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 50–51. Галстян С. Пелешян. Легенда нашего времени. Ереван, 2021. 232 с. Гожондек Э. Просто чистое кино // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 7–8. Дуличенко А. Д. Введение в славянскую филологию: Учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2014. 720 с. Иванов Вяч. Вс. Время и вещи // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М.: ЯСК, 2007. С. 545–552. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Пер. с фр. А. К. Черноглазова. М.: Гнозис, 1995. 192 с. Мукаржовски Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. 606 с. Муратов С. Земноводные выходят на сушу // Галстян С. Пелешян. Легенда нашего времени. Ереван, 2021. С. 201–202. Ниней Фр. Пелешян, или Демонтированная реальность // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 100–103. Нортон Дж. «И на Земле как на небе» // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 1. С. 12–17. Пелешян А. Мое кино. Ереван: Советакан грох, 1988. 256 с. Пелешян A. «Возможно, вы… одна из букв киноалфавита». Артавазд Пелешян в беседе с Александром Сокуровым и Гансом-Йоахимом Шлегелем. Штутгарт, 1995 / Пер. С. Е. Шлапоберской // Киноведческие записки. 2000. № 49. С. 180–184. Пелешян А. «Я монтажом уничтожаю монтаж…» Мастер-класс во ВГИКе, октябрь 2005 г. (публ. Ануш Хачатрян, Ольга Баженова) // Киноведческие записки. 2006. № 78. С. 96–106. Пелешян А. Моя вселенная и единая теория поля. Ереван: Тигран Мец, 2017. 220 с. Пелешян А., Годар Ж.-Л. Довавилонский язык. Беседа А. Пелешяна и Жана-Люка Годара, 1992 г. / Пер. Вера Румянцева, публ. Жан-Мишель Фродон // Киноведческие записки. 2006. № 78, С. 96–101. URL: https://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/854/ (дата обращения 06.03.2024). Фродон Ж.-М. Изобретение Пелешяна // Киноведческие записки. 2006. № 78. С. 106–108. Харитонова О. Саратов посетил гений // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. М.: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 35–36. Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам. 1984. Вып. 17. C. 109–121. Шкловский В. 5 апреля 1972 г., Москва // Пелешян А. Мое кино. Ереван: Советакан грох, 1988. С. 229. Шкловский В. Поэзия и проза в кинематографии // Поэтика кино / Под ред. Б. М. Эйхенбаума; с предисл. К. Шутко. СПб., 2001. С. 90–92. Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. / Сост., предисл., общ. ред. JI. Г Андреева. М.: Прогресс, 1986. 640 с. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Г. Резник, А. Г. Погоняйло. СПб.: Симпозиум, 2004. 544 с. Якобсон Р. Упадок фильма // Якобсон Р. Язык и бессознательное / Пер. с англ., фр. К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе, В. Шеворошкина; сост., вступ. К. Голубович, К. Чухрукидзе; ред. пер. Ф. Успенский. М.: Гнозис, 1996. 248 с. Ямполький М. Схема? Свободная стихия! О кинематографе Артура Пелешяна // Артавазд Пелешян. Время запечатления: статьи, очерки, пресс-конференции, мастер-классы, творческие встречи, теория кино, нереализованные проекты: Сб. материалов: В 2 ч. Ереван: Тигран Мец, 2016. Ч. 2. С. 52–65. Henzelmann M. Der Ausbau des Bunjewatzischen zu einer südslavischen Mikroliteratursprache // Zeitschrift für Slawistik. 2016. Nu. 61 (2). S. 353–368. Peleshian A. Time Against Me, My Cinema Against Time // Discourse. 2000. Vol. 22, no. 1. P. 92–93. Pinson H. A Synthesis of Animation and Jazz in Begone Dull Care // Intersections. 2017. No. 37/2, pp. 100–122. Tarkowski А. Die versiedelte Zeit. Gedanken zur Kunst, zur Kritik und Poetik des Films. Mit einem Vorwort von Dominik Graf. Berlin: Alexander Verlag Berlin, 2021. 320 S. Leeuwen Theo van, Djonov Emilia. Notes Towards a semiotics of kinetic Typography // Social Semiotics. 2015. Vol. 25, no. 2. P. 244–253. DOI 10.1080/ 10350330.2015.1010324 Worth S. The Development of a Semiotic of Film // Semiotica. 1969. Vol. 1, no. 3. P. 282–321. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |