Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Нарративная стратегия постсоветского дискурса

Авторы: Алексей Игоревич Силантьев

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 90-111
УДК: 82.0DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-90-111

Аннотация:

Рассматривается проблема нарративной стратегии постсоветского дискурса в его литературном бытовании. Постсоветский дискурс понимается как функция субъектно-активного отражения советского дискурса. Это отражение может принимать формы прямого идеологического опровержения или мифологи-ческого развенчивания, формы наивного отрицания, что было характерно для массового политического сознания эпохи 1990-х гг., но вместе с тем может об-ретать поэтически искусственные формы и функцию деконструкции уже в зоне собственно художественной литературы – либо через иронию и пародию, как в «Палисандрии» Саши Соколова, либо через гротеск и сюрреализм, как в про-изведениях Владимира Сорокина, либо через языковую игру и символический орнаментализм Виктора Пелевина. Таким образом, постсоветский дискурс как литературный обретает аутопоэтический потенциал и обращает свой предмет – советский дискурс – в объект постмодернистского эстетического преобразова-ния. В первую очередь эстетическому преобразованию подвергается повество-вательное «прямоговорение» советского дискурса. В этом заключается ключе-вая нарративная стратегия постсоветского дискурса. На место прямого в своих смыслах соцреалистического нарратива приходят коммуникативные события иронического и пародийного рассказывания, гротескные образы и сюрреали-стические фабулы, распад классического нарратива в паутине символов орна-ментализма.

Ключевые слова: постсоветский дискурс, нарративная стратегия, аутопоэзис

Список литературы:

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234–407.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 7–180.

Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 242–251.

Будаев Э. В. Советский политический дискурс: англосаксонская традиция анализа // Человек. Культура. Образование. 2015. № 2 (16). С. 208–222.

Вайсс Д. «Новояз» как историческое явление // Соцреалистический канон: Сб. ст. СПб., 2000. С. 539–555.

Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 с.

Гридина И. Н. Советский дискурс накануне и во время Второй мировой войны // Приволжский научный вестник. 2011. № 3. С. 25–30.

Гройс Б. Полуторный стиль: социалистический реализм между модернизмом и постмодернизмом // НЛО. 1995. № 15. С. 44–53.

Добренко Е. Социалистический мимесис, или «жизнь в ее революционном развитии» // Соцреалистический канон: Сб. ст. СПб., 2000а. С. 459–471.

Добренко Е. Между историей и прошлым: Сталин и литературные истоки советского исторического дискурса // Соцреалистический канон: Сб. ст. СПб., 2000б. С. 639–672.

Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград, 2000а. С. 5–20.

Карасик В. И. Структура институционального дискурса // Проблемы речевой коммуникации: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2000б. С. 25–33.

Кирсанов Я. А. Метафора машины власти в «Левиафане» Т. Гоббса: механицистская и абсолютистская традиции дискурса // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2008. Вып. 9, № 32 (133). С. 145–149.

Кирсанов Я. А. Метафора машины власти в дискурсе Нового времени (на материале трактата Т. Гоббса «Левиафан») // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Философия. 2009. № 1. С. 150–158.

Климова М. Н. К изучению житийной традиции в русской литературе XIX–XX веков // Вестник ТГПУ. 2009. № 4 (82). С. 156–161.

Куляпин А. И., Скубач О. А. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи. М.: ЯСК, 2013. 239 с.

Купина Н. А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. Екатеринбург; Пермь, 1995. 185 с.

Лахусен Т. Как жизнь читает книгу: массовая культура и дискурс читателя в позднем соцреализме // Соцреалистический канон: Сб. ст. СПб., 2000. С. 609–624.

Медарич М. Автобиография / автобиографизм // Автоинтерпретация. СПб., 1998. С. 5–32.

Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 422 с.

Ностальгия по советскому / Ю. А. Эмер, И. В. Тубалова, З. И. Резанова, Н. А. Мишанкина, В. А. Суханов, Н. Г. Щербинина, Г. Н. Старикова, П. П. Каминский, В. П. Зиновьев; под ред. З. И. Резановой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 514 с.

Подлубнова Ю. С. Агиографический канон в жанровой структуре романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» // Дергачевские чтения – 2022. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004. С. 313–316.

Подлубнова Ю. С. Метажанры в русской литературе 1920 – начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и «европейская» сказка-аллегория): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005. 21 с.

Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса, анализ номинализаций // Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М., 1999. С. 337–383.

Серио П. Язык народа // Транслит. 2014. № 14. С. 6–16.

Силантьев И. В. Газета и роман: риторика дискурсных смешений. М., 2006. 222 с.

Соколов С. Школа для дураков. Между собакой и волком. Палисандрия. Эссе. Триптих. СПб., 2020. 736 с.

Социокультурные основания советского модерна: Монография / О. В. Аксенова, Э. К. Бийжанова, Н. В. Левченко [и др.]. М., 2022. 298 с.

Соцреалистический канон: Сб. ст. / Под общ. ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб.: Акад. проект, 2000. 1036 с.

Сурков Е. А. Образ дискурса, «память культуры», текст и межтекстовые связи // Сибирский филологический журнал. 2009. № 2. С. 64–72.

Ханов Б. А. Концептуализация советского дискурса в романе А. Терехова «Каменный мост» // Изв. УрФУ. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18, № 1 (148). С. 26–33.

Шатин Ю. В. Эстетика агиографического дискурса в поэме В. В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» // Дискурс. 1996. № 2. С. 24–29.

Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2008. 302 с.

Шувалова О. С. Функция языковой игры в романе Саши Соколова «Па-лисандрия» // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 5 (85). С. 315–318.

Zholkovsky A. The Stylistic Roots of Palisandria // Canadian – American Slavic Studies. 1987. No. 21. P. 369–400.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН