Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Механизмы юмора в малом жанре интернет-поэзии («порошок»)

Авторы: Максим Анисимович Кронгауз

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

Выпуск 1, 2024Страницы 112-137
УДК: 82-7: 398.23DOI: 10.25205/2307-1753-2024-1-112-137

Аннотация:

Описываются механизмы юмора в малых поэтических жанрах, появившихся в Интернете в 2000-х гг. и получивших названия «пирожок» и «порошок». Это четверостишия, написанные четырехстопным ямбом. В пирожках рифм нет, а в порошках последняя строка, усеченная до 2 слогов, рифмуется со второй. Порошок как жанр возник на основе пирожка. Усечение последней строки в порошке приводит к выделению ее в особую позицию. Четвертая строка са-мостоятельно или вместе с третьей строкой и составляет неожиданную для чи-тателей концовку, которую по аналогии с анекдотом можно назвать пуантом. Этот пуант не просто нарушает читательские ожидания, но вступает в конфликт с началом стихотворения и, по существу, отменяет его, т. е. заставляет вернуться к предшествующему тексту и переосмыслить его. Такой пуант предлагается называть ретроспективным.

Ключевые слова: юмор, сетевая поэзия, порошок, пирожок, пуант, ретроспективный пуант

Список литературы:

Гуторенко Л. С. Юмористическая поэзия в русскоязычном виртуальном пространстве. Предпосылки возникновения и современное состояние // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10 (76), ч. 3. С. 92–96.

Дымарский М. Я. Между жанром и творчеством, или К становлению пирожкового мышления языковой личности // Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов; Москва, 2012. Вып. 8: Памяти К. Ф. Седова. С. 385–390.

Жолковский А. «Агу!» Заметки о «пирожках» и «порошках» // Летняя школа по русской литературе. 2017. Т. 13, № 1. С. 84–90.

Квятковский А. П. Словарь поэтических терминов / Ред. С. М. Бонди. М., 1940. 240 с.

Квятковский А. П. Поэтический словарь / Науч. ред. И. Роднянская. М.: Сов. энциклопедия, 1966. 376 с.

Ковшова М. Л. Прецедентные онимы в русской сетевой микропоэзии, или О дискурсивной многослойности пирожков // Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках: Сб. материалов Междунар. науч. конф. «Междисциплинарные исследования в гуманитарных науках» (13–14 апреля 2023 г., Москва) / Сост. Г. В. Варакина, В. Е. Добровольская, С. И. Михайлова. М.: РГУ им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2023. С. 144–148.

КЛЭ – Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1962–1978.

Кронгауз М. А. Переосмысление текста и мотив превращения в малом жанре интернет-поэзии («порошок») // Слово.ру: Балтийский акцент. 2019. Т. 10, № 4. С. 109–126.

Курганов Е. «У нас была и есть устная литература…» // Русский литературный анекдот конца XVIII – начала XIX века. М., 1990. С. 3–6.

Курганов Е. Анекдот как жанр русской словесности. М., 2014. 260 с.

Лендваи Э. Прагмалингвистические механизмы современного русского анекдота: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. 36 с.

Лендваи Э. Сопоставительная прагматика и межкультурная коммуникация: Пособие для студентов русистов. Pécs, 2011. URL: http://janus. ttk.pte.hu/tamop/tananyagok/komparativ_pragmatika/ii_1____.html

ЛЭ – Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929–1939.

Неклюдов С. Ю. После фольклора // Живая старина. 1995. № 1. С. 2–4.

Непоэзия: избранные пирожки / Ред.-сост. В. Саханенко. Минск, 2009. 480 с.

Петренко С. Н. Пирожки и порошки: сетевая поэзия между фольклором и литературой // Изв. ВГПУ. 2014а. № 2. С. 129–134.

Петренко С. Н. О специфике порождения новых жанров интернет-фольклора: стишки-порошки // Изв. ВГПУ. 2014б. № 2. С. 193–197.

Петренко С. Н. Жанровые модели постфольклора в русской постмодернистской литературе последней четверти XX – начала XXI века: Авто-реф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2017. 25 с.

Шмелева Е. Я. Кому пирожок? Смеховая культура и Интернет // Карнавал в языке и коммуникации. М.: Изд-во РГГУ, 2016. С. 324–344.

Щукина К. А. Прецедентные феномены в пирожках и порошках – новых жанрах современной интернет-поэзии // Мир русского слова. 2015. № 4. С. 49–54.

Щурина Ю. В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета // Изв. ВГПУ. 2014. № 2 (87). С. 39–43.

Vendler Z. “Illocutionary suicide” // MacKay A. F., Merrill D. D. (eds.). Issues in the philosophy of language. New Haven: Yale Uni. Press, 1976. P. 135–145.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН