Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Интрига интерпретации в романе С. Носова «Фирс Фортинбрас» Авторы: Галина Александровна Жиличева Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
Аннотация: На материале романа С. Носова «Фирс Фортинбрас» рассматривается интрига интерпретации. В современной литературе возрастает «роль читателя» в структуре «открытого произведения» (У. Эко). Эстетический кризис и концептуализация «смерти автора» создают повышенное внимание к фигуре адресата, порой приводя к преобразованию событийной интриги в интригу интерпретации, в качестве актантов которой фигурируют читатели, истолковывающие литературные произведения. В результате анализа устанавливается, что герой Носова размышляет о персонажах Ионеско, Чехова, Шекспира (Ораторе, Фирсе, Фортинбрасе) не только потому, что играет или мечтает сыграть соответствующие роли в театре, но и потому, что идентификация с литературными образами позволяет восполнить пустоту существования. Эпизоды истолкования текстов осложняют авантюрную интригу и создают многослойное, «палимпсестное» повествование. Ключевые слова: интрига, наррация, герой-читатель, интертекст, палимпсест, С. Носов Список литературы: Аристотель. Поэтика / Пер. М. Гаспарова // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 645–681. Галатенко Ю. Н. Барони Р. Напряжение и разрешение: музыкальность интриги или музыкальная интрига? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2012. № 3. С. 61–67. Гримова О. А. Поэтика современного русского романа: жанровые трансформации и повествовательные стратегии. Екатеринбург: ИНТМЕДИА, 2019. 280 с. Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб.: Летний сад, 2002. 536 с. Оробий С. «Бесконечный тупик» Дмитрия Галковского: структура, идеология, контекст. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. 224 с. Павлова Н. С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: ЯСК, 2005. 312 с. Рикёр П. Время и рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 1. 313 с.; 2000. Т. 2. 224 с. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с. Турышева О. Н. Книга – чтение – читатель как предмет литературы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. 337 с. Тюпа В. И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32–54. Тюпа В. И. Горизонты исторической нарратологии. СПб.: Алетейя, 2021. 271 с. Шмид В. Нарратология. М.: ЯСК, 2003. 312 с. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 2005. 502 с. Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с. Baroni R. Réticence de l’intrigue // Narratologies contemporaines: Approches nouvelles pour la théorie et l’analyse du récit. Paris: Éd. des archives contemporaines, 2010. P. 199–213. Sternberg М. Mimesis and Motivation: The Two Faces of Fictional Coherence // Poetics Today. 2012. No. 33. P. 329–483. Villeneuve J. Le sens de l’intrigue ou la narrativité, le jeu et l’invention du diable. Québec: Presses Université Laval, 2004. 448 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |