Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Циклизация короткой прозы в современной русской литературе Авторы: Игорь Витальевич Силантьев Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Аннотация: Русская литература рубежа XX–XXI вв. отмечена системным развитием короткой прозы. Ее пишут многие – романисты, уставшие от больших форм, поэты, почувствовавшие интерес к противоположному типу художественного письма, а также авторы, изначально формирующие свою поэтику в этом формате. Критерий формата в данном случае имеет двоякую природу и функциональность: точкой отсчета здесь является собственно объем текста произведения, а поэтологическим итогом выступает жанровый признак. Произведение короткой прозы, как нередко говорят, должно укладываться в один скриншот, или в одну развертку компьютерного монитора. Этим базовым свойством современная короткая проза отличается от характерной для русской классической и модернистской литературы малой прозы, к которой можно отнести жанры новеллы, рассказа, краткой повести и др. Это же свойство обозначает и принципиально иную сферу бытования и коммуникативного функционирования короткой прозы – это детище компьютерного и сетевого общения, Интернета и социальных сетей. Книга, составленная из произведений короткой прозы, если воспринимать ее в общем ряду художественной литературы на полках в магазинах, выглядит достаточно нелепо, если только не ограничивается двумя десятками страниц и раздельным расположением текстов на страницах наподобие стихотворений. Собственно, сборник короткой прозы ближе к сборнику стихотворений, чем к традиционной прозаической книге. Ключевые слова: русская литература рубежа XX–XXI вв., короткая проза, жанр, циклизация, сборник Список литературы: Воробьева Е. Заметки о малых прозаических жанрах (Парабола как явление «пост-литературы») // НЛО. 1999. № 4. С. 289–300. Гейде М. Стеклянные волки. М.: АРГО-РИСК, 2013. 103 с. Горчев Д. Дикая жизнь Гондваны. М., 2008. 462 с. Горчев Д. Деление на ноль. М.; СПб., 2011. 444 с. Давыдов Д. Эмблематическая проза. Марианна Гейде. Мертвецкий фонарь: повести, рассказы. М.: НЛО, 2007. 344 с.; Бальзамины выжидают: Рассказы. М.: Русский Гулливер, 2010. 318 с. // Волга. 2012. № 9–10. С. 134–136. Давыдов Д. Не рыба. М., 2021. 140 с. Калинин В. Маленькие вестерны. М.: АРГО-РИСК, 2010. 79 с. Капинос Е. В. Малая художественная форма: семантическая концентрация, автоперсонажность, лиризм // Сибирский филологический журнал. 2013. № 1. С. 5–9. Лебедева М. А. Микрожанры современной прозы: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2016. 26 с. Маркова Т. М., Ставцева Е. М. Место прозаической миниатюры в новейшей литературе Южного Урала // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. 2013. № 6. С.191–200. Никитин Е. Про папу: антироман. М., 2019. 170 с. Орлицкий Ю. Б. Большие претензии малого жанра // НЛО. 1999, № 4. С. 275–288. Очень короткие тексты: в сторону антологии / Сост. Д. Кузьмин. М.: НЛО, 2000. 393 с. Юрьев О. Обстоятельства мест. Поэма. М.: АРГО-РИСК, 2010. 71 с. Iванiв В. Остров Кораблик. М., 2011. 80 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |