Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Сказочные типы повествований о герое хантыйского фольклора Ими хилы

Авторы: Анна Александровна Гриневич

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 416-434
УДК: 398.2:291.2(575)DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-416-434

Аннотация:

Исследуется роль сказочного персонажа Imi χiλi (‘Бабушкин внук’) в культурном наследии обских угров и его значимость в мифологии хантов. В статье обсуждаются результаты филогенетического исследования повествований о Бабушкином внуке на хантыйском языке, которое выявило четыре основных сказочных типа об этом герое: Сказка о Терешечке; Миф о небесной охоте; Повествование о мести за отца; Повествование о женитьбе героя. Герой Imi χiλi выступает в качестве победителя лесных великанов, трикстера, сироты, мстителя за смерть отца, жениха, спасающего невесту. Однако, помимо этого, Imi χiλi ассоциируется с божеством высшего пантеона, являясь младшим сыном верховного бога. Таким образом, сохраняется амбивалентность этого персонажа, которая проявляется в параллелизме между сказками и мифологическими повествованиями. Статья описывает значение Imi χiλi в мировоззрении хантов, ассоциирующее его со сверхъестественными силами и различными божествами как в горизонтальной, так и в вертикальной модели мира. Imi χiλi связывается и с божеством-покровителем верховьев Оби, и с божеством, играющим роль посредника между людьми и небесными божествами. Также обсуждаются аналогии между Imi χiλi и иранским божеством Митрой, что указывает на возможное влияние иранского культурного комплекса на представления об этом персонаже.

Ключевые слова: Ими хилы, Бабушкин внук, хантыйский фольклор, мифология

Список литературы:

Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3 т. М., 1958. Т. 1. 539 с.

Бауло А. В. Арлекин, остяцкий идол // Археология, этнография и антропология Евразии. 2009. № 3. С. 111–118.

Бауло А. В. Жертвенные покрывала обских угров: итоги столетнего изучения // Этнографическое обозрение. 2017. № 3. С. 97–112.

Березкин Ю. Е. Космическая охота: варианты сибирско-североамериканского мифа // Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 2 (22). С. 141–150.

Березкин Ю. Е. Макроистория и большие данные в мифологии и фольклоре // Шаги / Steps. 2021. Т. 7, № 2. С. 28–52.

Богораз В. Г. Чукчи: В 2 т. Л.: Главсевморпути, 1939. Т. 2: Религия. 206 c.

Вереш П. Этиологичесний миф обских угров о происхождении фратриальной организации и их модель мира // Мировоззрение финно-угорских народов. Новосибирск: Наука, 1990. С. 72–78.

Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 432 с. (МИА. № 47)

Жульников А. М., Кашина Е. А. «Лосиноголовые жезлы» в культуре древнего населения Зауралья, Северной и Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 2 (42). С. 71–77.

Константинов М. В., Константинов А. В., Васильев С. Г., Екимова Л. В.,

Разгильдеева И. И. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита: Экспресс-типография, 2003. 53 c.

Мифы, предания, сказки хантов и манси / Сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукиной. М.: Наука. 1990. 568 с.

Молданов Т. А. Хантыйские ритуальные халаты: символический аспект // Вестник угроведения. 2011. № 2 (5). С. 134–139.

Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Ч. 1, 2. 412 с. (МИА. № 18)

Перевалова Е. В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2004. 414 с.

Прокофьева Е. Д. К вопросу о социальной организации селькупов (род и фратрия) // Сибирский этнографический сборник: В 18 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. Т. 1. С. 88–107.

Пропп В. Я. Морфология сказки. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 170 с.

Ромбандеева Е. И. Героический эпос манси (вогулов): песни святых покровителей: В 2 т. Ханты-Мансийск: Print-Klass, 2010. Т. 2. 647 с.

Сагалаев К. А. В гости к Обскому старику: обряд почитания Ас тыйики // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 26–32.

Топоров В. Н. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии (1 2) // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.: ГРВЛ, 1981. С. 146–162.

Чернецов В. Н. Наскальные изображения Урала. М.: Наука, 1971. 120 с. (САИ. Вып. В4-12(2))

Steinitz W. Ostjakologische Arbeiten // Ostjakische Volksdichtung and Erzӓhlungen aus zwei Dialekten. Kommentare: In 4 Bd. Budapest, 1975. Bd. 1. 468 S.; 1976. Bd. 2. 320 S.; 1989. Bd. 3. 640 S.

ATU – Uther H.-J. The Types of International Folktales. A Classification and Bibliography. In 3 pts. Part I: Animal Tales, Tales of Magic, Religious Tales, and Realistic Tales, with an Introduction. Helsinki, 2004, 619 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН