![]() |
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
||||||||
|
![]() | |
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
![]() |
|
Статья
Авторы: Владимир Геннадьевич Богомяков; Марина Георгиевна Чистякова Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия
Аннотация: Рассматривается феномен «текстоотсутствия», практика «чистого листа», в поэзии ХХ в. Пустотные произведения эгофутуриста Василиска Гнедова и транспоэта Ры Никоновой анализируются в контексте дополняющих и комментирующих их теоретических текстов И. Игнатьева и самой Ры Никоновой. В статье доказывается, что интерпретации темы пустоты поэтами, представляющими исторический авангард и неоавангард, концептуально не совпадают. Они имеют принципиально разные основания и особенности, продуцируют различные смыслы. Для их прояснения авторы обращаются к концепции «трансцендентальной буффонады» Ф. Шлегеля и эпистемологическому проекту Ры Никоновой «Система». Результатом освоения поэтами концепта пустоты в обоих случаях оказывается трансгрессивное развитие искусства, ведущее к возникновению новых арт-практик. Ключевые слова: вакуумная поэзия, пустотный текст, трансфуризм, трансцендентальная буффонада, эгофутуризм Список литературы: Бирюков С. Вектор вакуума. Ры Никонова отвечает на вопросы Сергея Бирюкова // НЛО. 1993. № 3. С. 242–257. Гнедов В. Смерть искусству: Пятнадцать (15) поэм. СПб.: Петербургский глашатай, 1913. URL: https://imwerden.de/pdf/gnedov_smert_iskusstvu_ 1913__ocr.pdf (дата обращения 10.07.2024). Игнатьев И. Пресловие // В. Гнедов. Смерть искусству: Пятнадцать (15) поэм. СПб.: Петербургский глашатай, 1913. URL: https://imwerden.de/ pdf/gnedov_smert_iskusstvu_1913__ocr.pdf (дата обращения 10.07.2024). Иоффе Д. Fin de siècle трансгрессивности русского поставангарда: эстетика и практика трансфуризма // НЛО. 2018. № 1 (149). С. 260–282. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932: В 3 т. М.: НЛО, 2010. Т. 1, кн. 1: Боевое десятилетие [1907–1917]. 770 с. Кукуй И. В каждой форме – форма вечности: транспонирование как миросозерцание // Трансфуризм. Каталог к выставке в Музее нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская-10») (23 декабря 2017 – 21 января 2018). СПб.: ДЕАН, 2017. С. 12–15. Никонова Р. Программа выступления транс-поэтов 3 июля 1983, Ленинград // Антология новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны»: В 5 т. Newtonville: Oriental Research Partners, 1986. Т. 5б. URL: http://kkk-bluelagoon.ru/tom5b/transpoety.htm (дата обращения 10.07.2024). Никонова Р. Слово лишнее как таковое // Арс. Тематический выпуск: Бездна. «Я» на границе безопасности и абсурда. СПб., 1992. С. 131–135. Никонова Р. «Мне важна широта оркестра, а не высота регистра...»: Интервью Юлии Валиевой // НЛО. 2014. № 130. URL: http://www. nlobooks.ru/node/5745 (дата обращения 15.07.2024). Никонова Ры. Фрагмент системы // Транспонанс. 1982а. № 11. С. 5–9. Никонова Ры. Система: фрагменты из книги «Литература и вакуум» // Транспонанс. 1982б. № 13. С. 28–51. Никонова-Таршис А. Массаж тишины // НЛО. 1997. № 1 (23). С. 279–280. Никонова-Таршис А. Что такое трансфуризм. М.: Гилея, 1999. 6 с. URL: http://hylaea.ru/uploads/files/page_889_1500882022.pdf (дата обращения 12.07.2024). Павловец М. Г. «Нулевые» и «пустотные» тексты в русской поэзии: от «исторического авангарда» к неподцензурной поэзии второй половины ХХ века // Сто лет русского авангарда. М.: Московская Консерватория, 2013. С. 375–384. Павловец М. Г. «Вакуумные тексты» Ры Никоновой и «сверхмалые тексты» в литературе // НЛО. 2014. № 6 (130). С. 289–294. Пригов Д., Никонова Р. Переписка // Транспонанс. 1982. № 12. С. 34–63. Пяст В. А. Встречи. М.: НЛО, 1997. 416 с. Сигей С. Эмансипация паузы // Транспонанс. 1979. № 1. С. 9. Сигов С. Эго-футурналия Василиска Гнедова // Русская литература. 1987. Т. 21. С. 115–124. Таршис А. О сокращении плоскости стиха // Транспонанс. 1979. № 1. С. 12–13. Таршис А. О системной эстетике // Транспонанс. 1980. № 7. С. 18–19. Таршис А. Система: вступление и глава о «сосудах» со схемой, списком и разработкой 11 стилей // Транспонанс. 1981. № 9. С. 6–31. Хайдеггер М. Что такое метафизика // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 16–27. Шлегель Ф. Критические фрагменты // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. М.: Искусство, 1983. Т. 1. С. 280–289. Янечек Дж. ТЕКСТ как ПАРТИТУРА и ТЕКСТ как КАРТИНА // Черновик. № 18. URL: https://reading-hall.ru/publication.php?id=13263 (дата обращения 12.07.2024). |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |