Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Сценарность нарратива (о творчестве Вс. В. Вишневского)

Авторы: Сергей Александрович Огудов

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия

Выпуск 1, 2025Страницы 270-288
УДК: 82-0DOI: 10.25205/2307-1753-2025-1-270-288

Аннотация:

В статье вводится понятие «сценарность», позволяющее обозначить активность рассказчика, предшествующую построению нарратива. Специфика вводимого понятия в том, что оно связывает воедино несколько проблемных областей, которые, как правило, рассматриваются изолированно друг от друга. Понятие помещено в контекст изучения ментальных структур, сопутствующих «взрыву» в культуре, – войнам, революциям, индивидуальным травмам, и в то же время в трансмедиальный контекст – кинематограф рассматривается в качестве условия формирования сценарности не только как ментального феномена, но как особой практики порождения текстов – киносценариев. Будучи понятием синтетическим, сценарность позволяет расширить круг явлений, осмысляемых на основе универсалий когнитивной нарратологии – фреймов, скриптов и схем мышления. В статье понятие применяется к творчеству Вс. В. Вишневского. На основе изучения широкого круга источников – киносценариев, дневников, писем – предлагается типология форм сценарности. Персональный сценарий программирует вербальное и телесное поведение рассказчика, а социальный – призван в первую очередь обеспечить социальное взаимодействие (на примере участников съемочной группы), наконец, «сценарий истории» основан на прогнозировании исторических событий и обращении к истории как материалу для фильмов.

Ключевые слова: литературный сценарий, режиссерский сценарий, наррация, советское кино, рассказчик

Список литературы:

Вишневецкая С. К. Документальная трилогия Вс. Вишневского // Ис-кусство кино. 1958. № 4. С. 108–112.

Вишневецкая С. К. Всеволод Вишневский в киноискусстве // Искусство кино. 1959. № 7. С. 89–103.

Вишневский Вс. В. Борьба за сценарий и фильм // Мы из Кронштадта. М.; Л.: Искусство, 1936а.

Вишневский Вс. В. Как создавался фильм // Мы из Кронштадта. М.; Л.: Искусство, 1936б.

Вишневский Вс. В. Эйзенштейн. М.: Госкиноиздат, 1939. 32 с.

Вишневский Вс. В. Записные книжки // Вишневский Вс. В. Собр. соч.: В 5 т. М.: ГИХЛ, 1961а. Т. 6 (дополнительный). С. 179–340.

Вишневский Вс. В. Статьи, дневники, письма о литературе и искусстве. М.: Сов. писатель, 1961б. 702 с.

Вишневский Вс. В. Как создавался фильм // Мы из Кронштадта. М.: Ис-кусство, 1968. С. 195–204.

Вишневский Вс. В. Ленинград: Дневники военных лет: В 2 кн. М.: Воениздат, 2002. Книга первая. 318 с.

Корниенко Н. В. «Неужели судьба моя – вечно война, о войне…»: О дневниках Вс. Вишневского и о нашем отношении к истории // Наш со-временник. 2015. № 12. С. 243–270.

Лотман Ю. М. Мозг – текст – культура – искусственный интеллект // Ломан Ю. М. Избр. ст.: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 25–33.

Марьямов А. М. Примечания // Вишневский Вс. В. Собр. соч.: В 5 т. М.: ГИХЛ, 1954. T. 2. С. 827–849.

Миронова В. М. Театр Всеволода Вишневского. Л.: Искусство, 1986. 143 с.

Пахомов Ю. Н. «Он мог бы быть военным историком, офицером Гене-рального штаба…» // Вишневский В. В. Ленинград: Дневники военных лет: В 2 кн. М.: Воениздат, 2002. Книга первая. С. 3–9.

Подорога В. А. Антропограммы. Опыт самокритики. М.: Логос, 2014. 124 с.

Савченко М. М. Кинодраматургия Всеволода Вишневского. Краснодар: Краснодар. кн. изд-во, 1964. 284 с.

Хелемендик В. С. Всеволод Вишневский. М.: Молодая гвардия, 1980. 398 с.

Ganz A. “To make you see”: Screenwriting, description and the “lens-based tradition” // Journal of Screenwriting. 2012. Vol. 4, iss. 1. P. 7–24.

Herman D. Scripts, Sequences, and Stories: Elements of Postclassical Narra-tology // PMLA. 1997. Vol. 112, iss. 5. P. 1056–1059.

Herman D. Storytelling and the Sciences of Mind. Cambridge, London: MIT Press, 2013. 428 p.

Nannicelli T. A Philosophy of the Screenplay. New York, London: Routledge 2016. 284 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН