Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Сюжет фильма «С.В.Д.» как реализация формального метода Авторы: С. А. Огудов (Новосибирск) НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Статья посвящена исследованию проективной стратегии формальной школы в кинематографе. Теоретизированный на основе поэзии футуризма и некоторых текстов русской литературы XIX века принцип конструктивной реализации, который представляет собой детерминацию сюжета языковыми явлениями, творчески используется Ю. Н. Тыняновым при работе над фильмом «С.В.Д». Надпись на кольце авантюриста Медокса многократно меняет своё значение, образуя сюжет, адаптирующий для кинематографа историческую фабулу восстания Черниговского полка. Внимание к данному аспекту поэтики фильма отвечает формалистскому представлению о взаимодействии фабулы и сюжета в динамической модели произведения, и в частности роли повтора при создании фигур параллелизма. Сюжетная специфика позволяет соотнести фильм с рядом актуальных для формализма литературных текстов. Ключевые слова: Формализм, кинематограф, конструктивная реализация, проективный подход, сюжет, футуризм Список литературы: Бутовский Я. Л. Андрей Москвин, кинооператор. СПб., 2000. Виноградов В. В. Натуралистический гротеск: сюжет и композиция повести Гоголя «Нос» // Поэтика русской литературы: Избранные труды. М., 1976. C. 5–44. Добин Е. С. Козинцев и Трауберг. Л.; М., 1963. Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. SVD: жанр мелодрамы и история // Тыняновский сборник. Первые тыняновские чтения. Рига, 1984. С. 46–78. Маклакова Н. В. «Параллелизм» и «поэтическая функция» Р. Якобсона в теории повтора // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. СПб., 2010. С. 145–153. Недоброво В. В. Союз Великого Дела // Жизнь искусства. Л., 1927. № 36. С. 9. Недоброво В. В. ФЭКС: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. М.; Л., 1928. Селезнёва Т. Ф. Киномысль 1920-х годов. Л., 1972. Сэпман И. В. Тынянов – сценарист // Из истории «Ленфильма». Л., 1973. Вып. 3. С. 51–76. Тынянов Ю. Н. Об основах кино // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 326–345. Тынянов Ю. Н. О фэксах // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 346–348. Ханзен-Лёве О. А. Русский формализм: методологическая реконструкция на основе принципа остранения. М., 2001. Чудакова М.О. Комментарий к статье Ю.Н. Тынянова «О сценарии» // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 550-552. Шкловский В. Б. Литература и кинематограф. Берлин, 1923. Шкловский В. Б. Как писать сценарии. М.; Л., 1931. Эпштейн М. Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М., 2004. Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову. Прага, 1921. [Электронный ресурс: http://philologos.narod.ru/ classics/ jakobson-nrp.htm] |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |