Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Целостность vs связность: к проблеме понимания текста Авторы: Н. В. Максимова, Ю. Л. Троицкий НОВОСИБИРСКОГО ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, МОСКВА
Аннотация: Статья посвящена проблемам понимания текста, феномену целостности, отношениям целостности и связности при восприятии текста. Данные вопросы рассматриваются в когнитивном и коммуникативном аспектах, в контексте активных процессов понимания текста и коммуникативного взаимодействия субъектов восприятия. Основой идеей статьи является положение о продуктивности преодоления разрывов целостности и связности в процессе понимания текста. Специальным образом организованное наблюдение за процессами преодоления разрывов связности выступает, с одной стороны, инструментом обнаружения самого феномена целостности как продукта деятельности, а с другой – методом обучения пониманию. Данные проблемы раскрываются на примере: 1) технологии формирования исторического мышления, где основу понимания исторического события составляют противопоставленные позиции, описывающие событие с разных точек зрения, 2) психолингвистического подхода к построению технологии понимания текста посредством ключевых слов и восприятия концептуально значимого смысла в процессе его оцелостнения и одновременного преодоления разрывов текстовой связности. Ключевые слова: Понимание текста, оцелостнение, связность, целост- ность, восприятие, смысл, обучение пониманию Список литературы: Голев Н. Д. Тексты и тесты: комплексный анализ текста и тестирование в школе и вузе. Барнаул, 2000. 246 с. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация: Сб. ст. / Сост. В. В. Пет-рова. М.: Прогресс, 1989. 311 c. Дымарский М. Я. Целостность текста как проблема его интерпретации // Комментарий и интерпретация текста. Новосибирск, 2008. С. 188–200. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с. Троицкий Ю. Л. Коммуникативные стратегии истории // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 85–95. Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 223 с. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1995. 800 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |