Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: К поэтике научного текста Ю. Тынянова Авторы: Е. П. Бережная ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА СО РАН, НОВОСИБИРСК
Аннотация: Вполне оправданной, и в какой-то степени закономерной, при изучении русского формализма представляется мысль о близком стилистическом стоянии опоязовских текстов к современной авангардной и акмеистической литературе, что привело к созданию в творчестве формалистов беспримерного конгломерата соподчинительных отношений между научностью литературы и литературностью науки. Став участниками «крутого перелома в искусстве», повлекшего за собой возрождение поэтики в первом десятилетии ХХ века, ученые-опоязовцы получили необходимые условия, позволяющие им как бы «с чистого листа» интерпретировать и свое первоначальное положение в интеллектуальном контексте эпохи и создаваемую ими новую науку о литературе. Эта легитимация «общего дела», которое они «с самого начала» понимали как «дело историческое» (Эйхенбаум), невозможна без уяснения индивидуального личного опыта, без понимания тех механизмов, посредством которых представители ОПОЯЗовского «триумвирата» создавали свою аналитику и свой собственный язык описания, «ни на кого, кроме себя, не равняясь» (Каверин). После непродолжительной формалистской экспансии, предполагающей саму идею деформации и перемен, филология стала «другой» наукой, и Тынянову в этом осуществлении принадлежит особая роль. У Тынянова нет стилистически гомогенных текстов, каждая его статья утверждает право на несходство и различие как на необходимую потребность стать «новым зрением» в науке. Очевидное здесь – тот «избыток энергии», присутствие которого отличает научную прозу Тынянова от артикулированных по преимуществу установок Шкловского и Эйхенбаума. В итоговой статье, посвященной Пушкину, Тынянов написал о «катастрофической эволюции» его творчества как динамических сдвигах формы, определивших драматизм и трагическую обреченность поэта. Творчество Тынянова, интерпретированное в контексте пушкинской поэтики, позволяет актуализировать новое проблемное поле – трудноразличимую средствами письма энергию формы, внимание к которой расширяет перспективу в изучении неявных способов видения реальности. Ключевые слова: Русский формализм, «Проблема стихотворного языка», Пушкин, верлибр, эквиваленты текста, энергия формы Список литературы: Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974. Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Гинзбург Л. Записи 1970–1980-х годов // Гинзбург Л. Человек за письменным столом: Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л.: Сов. писатель, 1989. Гинзбург Л. Я. Из старых записей. 1920–1930-е годы // Гинзбург Л. Я. Лиература в поисках реальности. Статьи, эссе, заметки. Л.: Сов. писатель, 1987. Гинзбург Л. Я. Тынянов – ученый // Воспоминания Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Голицына В. Г. Наш институт, наши учителя // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Каверин В. Друг юности и всей жизни // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965а. Тынянов Ю. Н. О Хлебникове // Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка. Статьи. М., 1965б. Тынянов Ю. Автобиография // Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. М.: Молодая гвардия, 1966. Тынянов Ю. Н. Архаисты и Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его со-временники. М.: Наука, 1969а. Тынянов Ю. Н. Пушкин // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969б. Тынянов Ю. Н. Пушкин и Кюхельбекер // Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М.: Наука, 1969в. Тынянов Ю. Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977а. Тынянов Ю. Н. Промежуток // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977б. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977в (комментарий к статье «“Аргивяне”, неизданная трагедия Кюхельбекера»).Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977г (комментарий к статье «О пародии»). Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977д. Тынянов Ю. О пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977е. Тынянов Ю. Н. Предисловие к книге «Архаисты и новаторы» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977ж. Тынянов Ю. Н. Литературный факт // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977з. Тынянов Ю. Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977и. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977к (комментарий к статье «О композиции “Евгения Онегина”»). Тынянов Ю. Н. Предисловие // «Младоформалисты»: Русская проза / сост. Я. Левченко. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. Успенский Л. Абсолютный вкус // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Хмельницкая Т. Емкость слова // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Чуковский Н. Разговоры с Тыняновым // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Шкловский В. Город нашей юности // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Эйхенбаум Б. М. Литературный быт // Эйхенбаум Б. М. Словесность. Наука. Критика. Смесь. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1929. Эйхенбаум Б. М. О литературе. Работы разных лет. М.: 1987. Эйхенбаум Б. Предисловие // «Младоформалисты»: Русская проза / Сост. Я. Левченко. СПб.: ИД «Петрополис», 2007. Эйхенбаум Б. М. Теория «формального метода» // Эйхенбаум Б. Литература. Теория. Критика. Полемика. Л.: Прибой, 1927. Эйхенбаум Б. М. Творчество Ю. Тынянова // Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. М.: Сов. писатель, 1983. Эйхенбаум Б. Творчество Ю. Тынянова // Эйхенбаум Б. О прозе. Сборник статей. Л.: Худож. лит., 1969. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |