Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Идеограмма: к вопросу о репрезентации абстрактных категорий

Авторы: Г.Нечволодов (Тарту)

ТАРТУСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 18, 2013Страницы 45-53
УДК: DOI:

Аннотация: В процессе разработки пазиграфических систем (искусственных пиктографических языков) важной и до сих пор не решенной проблемой остается репрезентация абстрактных категорий. Действительно, в то время как редуцированные знаки иконического порядка (пиктограммы) достаточно широко и более-менее адекватно передают обозначаемые ими объекты или действия, репрезентация комплексных абстрактных категорий либо сопровождается синтаксической маркировкой, что зачастую лишь усложняет процесс интерпретации, либо совсем исключается из процесса пазиграфической разработки. Практика показывает, что проблема не может быть решена исключительно средствами графического дизайна или в рамках базовых принципов инфографики. Очевидно, изменения в указанной области должны произойти при смене методологии и, в первую очередь, в использовании междисциплинарного, синтетического подхода, включающего в себя несколько тактик и дисциплин, в частности визуальную семиотику.

Ключевые слова: пазиграфия, идеограмма, пиктограмма, визуальная коммуникация, визуальная семиотика, интерпретация, междисциплинарность

Список литературы:

Кравченко А. Знак, значение, знание. Иркутск, 2001.

Лотман Ю. М. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин, 2010.

Лотман Ю. М. Портрет. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

Лотман Ю. М. Труды по знаковым системам. Тарту, 1970.

Якобсон Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках. Семиотика и исусствометрия. М., 1972.

Arnheim R. Art and Visual Perception. L., 1954.

Bliss C. K. International Semantography: A Non-Alphabetical Symbol Writing Readable in All Languages. A Practical Tool for General International Communication, Especially in Science, Industry, Commerce, Traffic, etc. and for Semantical Education, Based on the Principles of Ideographic Writing and Chemical Symbolism. Sydney, 1949.

Maslow A. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. P. 370–396.

Mitchell W. J. T. Picture Theory. Chicago; L., 1994.

Morgan J., Wеlton P. See what I Mean. US: Bloomsbury, 2009.

Neurath O. International Picture Language. The First Rules of Isotype. L., 1936.

Okrent A. In the Land of Invented Languages. N. Y., 2009.

Perron P. Danesi M. Classic Readings in Semiotics. Toronto: Canadian Scholars’ Press, 2003.

Tomaselli K. Appropriating Images. The Semiotics of Visual Representation. Denmark, 1996.

Werzbicka A. Semantics, Culture and Cognition. New-Oxford, 1992.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН