Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Социализм как фашизм: рассказ А. Платонова «Мусорный ветер»

Авторы: Е.Н. Проскурина (Новосибирск)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН, НОВОСИБИРСК

Выпуск 18, 2013Страницы 186-199
УДК: 182.09DOI:

Аннотация: В статье анализируются художественные приемы отождествления социализма и фашизма в рассказе А. Платонова «Мусорный ветер». Важнейшим философским претекстом послужил писателю «Закат Европы» Шпенглера с его главной идеей перерождения культуры в цивилизацию. За картинами жизненного распада фашистской Германии, сигнализирующими об антигуманности цивилизаторских инициатив вождя-тирана, автор умело скрывает реалии тоталитарного советского жизнеустройства с его голодом, нищетой, отсутствием гражданских свобод. Жесткая гротесковая поэтика, отсутствие характерного для Платонова иронического типа письма свидетельствуют об его окончательном разочаровании в коммунистической идее.

Ключевые слова: Творчество А. Платонова, двойничество, интертекстуальность, фаустовская традиция, тоталитаризм, поэтика абсурда

Список литературы:

Варламов А. Андрей Платонов. Сер. ЖЗЛ. М., 2011.

Гинцберг Л. И. Тень фашистской свастики. Как Гитлер пришел к власти. М., 1967.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Гюнтер Х. О красоте, которая не смогла спасти социализм // НЛО. 2010. № 101.

Дебюзер Л. Альберт Лихтенберг в мусорной яме истории // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. По материалам II Международной научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А. П. Платонова. 17–19 октября 1994 года. Москва. М., 1995. Вып. 2.

Искусство. 1951. № 1.

Литературное наследство. М., 1963. Т. 70.

Луначарский А. Фауст и Город. Драма для чтения // Луначарский А. В. Пьесы. М., 1963.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей (стенографический отчет). М., 1934.

Проскурина Е. Н. Поэтика мистериальности в прозе Андрея Платонова конца 20-х – 30-х годов (на материале повести «Котлован»). Новосибирск, 2001.

Проскурина Е. Н. След «Медного Всадника» в «Котловане» // Критика и семиотика. 2006. № 10.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л., 1977. Т. 4.

Платонов А. Записные книжки. Материалы к биографии. М., 2000.

Платонов А. Комментарии. Счастливая Москва. Очерки и рассказы 1930-х годов (Собрание). М., 2011.

Платонов А. Ноев ковчег. Драматургия. М., 2006.

Платонов А. Собр. соч.: В 3 т. М., 1984. Т. 1.

Платонов А. Собр. науч. изд. М., 2004. Т. 1, кн. 2.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / Пер. И. И. Маханькова. М., 2003. Т. 1: Образ и действительность.

Groehler O. Selbstmoerderische Allianz: Deutsch-russische Militaerbeziehungen 1920–1941. Berlin, 1992.

Nolte E. Three Faces of Fascismus: Maurras, Mussolini, Hitler. N. Y.; Chica-go; San Francisco, 1965.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН