Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Изображения с неясной семантикой: к проблеме структуры знака Авторы: Н. В. Злыднева ИНСТИТУТ СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ РАН, МОСКВА
Аннотация: Статья посвящена семиотическому анализу изображений с неясной семантикой. Рассматривается проблема асимметрии означаемо- го / означающего в связи с семантикой двух противоположных по знако- вой структуре типах изображения – в анаморфических изображениях (множественность означающих при единственности означаемого) и «вчи- тываемых» изображениях, например в срезах природных материалов, так называемых «пейзажных камнях» (множественность означаемых при единственности означающего), а также их функционирование в той или иной художественной формации. Привлекается материал живописи русского символизма, авангарда и сюрреализма, а также мотив камня в парасемиотике Р. Кайуа и в творчестве М. Волошина, образующего вто- ричную семиотизацию «пейзажного камня». Произвольная семантика изо- бражений актуализирует проблематику означивания как динамической структуры знака. Ключевые слова: структура знака, означаемое / означающее, анаморфи- ческое изображение, камень, семантика, искусствоведение, авангард, сюр- реализм, означивание Список литературы: Демьянков В. З. Фрейм // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М., 1996. Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., 2013. Кайуа Р. В глубь фантастического: Пер. с фр. СПб., 2006. Можейко М. А. Означивание // Постмодернизм. Минск, 2001. Фещенко В. В. Autopoetica как опыт и метод или о новых горизонтах семиотики // Семиотика и авангард: антология. М., 2006. С. 54–122. Baltrusaitis J. Anamorphic Art. New York: Abrams, 1976. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |