Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Русалка и Орфей: мифологическая конструкция Голоса Авторы: В. В. Мерлин ИСТОРИЧЕСКИЙ АРХИВ ЯД ВАШЕМ, ИЕРУСАЛИМ
Аннотация: Статья содержит попытку описания мифа с точки зрения теории множеств. Выдвигается тезис о том, что математический схематизм – это собственный язык мифа, который может быть выявлен в ходе этимологического и сюжетного анализа. В рамках этого подхода преодолевается дихотомия оральности и скриптуральности и строится модель Голоса, общая для фольклорных и литературных текстов. Голос русалок в славянском фольклоре и голос Орфея в «Метаморфозах» Овидия представлены как множество-континуум, которое отображается на множество всех множеств, что объясняет орфическую космогонию и культ плодородия, связанный с русалками. Показана также эквивалентность континуума диффузному множеству и фармакону Деррида. Аналогичная математическая модель – пыль Кантора – сопоставляется с гиперхаосом Мейассу и с множественной онтологией Бадью. Ключевые слова: миф, теория множеств, голос, русалка, Орфей Список литературы: Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002. Деррида Ж. Диссеминация. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. М.: Наука, 1974. Пашина, 2003 – Смоленский музыкально-этнографический сборник / Под ред. О. Пашиной. М.: Индрик, 2003. Т. 1: Календарные обряды и песни. СД – Славянские древности. Этнолингвистический словарь. М., 1995–2012. Т. 1–5. Шейн П. В. Материалы для изучения русского населения северо-западного края. СПб., 1902. Т. 3. Badiou A. Being and Event. N. Y.: Continuum, 2006. Beekes R. Etymological Dictionary of Greek. Brill, 2009. Meillassoux Q. Subtraction and Contraction: Deleuze, Immanence, and Matter and Memory // Collapse. 2007. Vol. 3: Unknown Deleuze [+ Speculative Realism]. Meillassoux Q. After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency. London: Continuum, 2008. Meillassoux Q. The Number and the Siren. Urbanomic / Sequence Press, 2012. Minchin, 2012 – Orality, Literacy and Performance in the Ancient World / Ed. by E. Minchin. Leiden: Brill, 2012. Rimell, 2007 – Seeing Tongues, Hearing Scripts: Orality and Representation in the Ancient Novel / Ed. by V. Rimell. Series: Ancient Narrative Supplementum. 2007. Vol. 7. Schur D. The Silence of Homer’s Sirens // Arethusa. 2014. Vol. 47, № 1. Weissenrieder, 2010 – The Interface of Orality and Writing: Speaking, Seeing, Writing in the Shaping of New Genres / Eds. A. Weissenrieder, R. B. Coote. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |