Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Семиотика печени в европейской и русской литературе Авторы: В. В. Мароши НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: В древнегреческой лирике и латинской сатирической поэзии печень символизировала центр эмоциональной жизни героя, его любви и ненависти, и была связана со стихией огня. В литературе Нового времени ведущая роль принадлежит уже «страдающему сердцу». В европейской литературе у печени появится еще один сильный соперник – селезенка, с ее «черной желчью» и соответствующим настроением. В XIX в. боли в печени символизируют конфликт «подпольного» героя с реальностью и борьбу озлобленного и проклятого поэта с обществом. В ХХ в. русские поэты (И. Бродский, М. Еремин, В. Кривулин, В. Емелин) отождествляют себя с Прометеем, конфликтуют с государством в виде двуглавого орла, клюющего их печень. Ключевые слова: семиотика, символ, печень, сердце, селезенка, желчь, персонаж Список литературы: Асеев Н. Избранное. М.: Худож. лит., 1979. 430 с. Бродский И. Часть речи: Избранные стихи 1962–1989. М.: Худож. лит., 1990. 527 с. Бродский И. В окрестностях Атлантиды. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. 80 с. Бродский Иосиф. Большая книга интервью / Сост. В. Полухина. М., 2000. 702 с. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. 1899 г. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. Герцен А. И. Лишние люди и желчевики // Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 14: Статьи из «Колокола» и другие произведения 1859–1860 годов. С. 317–328. Гроссман Л. Лермонтов и культуры Востока // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 43–44. С. 673–744. Губергриц Н. Б. Доброкачественные гипербилирубинемии: всегда ли они абсолютно доброкачественные? Новости медицины и фармации // Гастроэнтерология. 2011. Т. 390. URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/ 22623 (дата обращения 10.10.2015). Дамаскин И. Точное изложение православной веры / Братство святителя Алексия. М.; Ростов н/Д: Изд-во «Приазовский край», 1992. 465 с. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1988–1996. Евтушенко Е. Избр. произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1975. Т. 1: 1952–1965. Стихотворения и поэмы. 512 с. Емелин В. Götterdämmerung: стихи и баллады. М.: Ад Маргинем Пресс, 2010. 608 с. Еремин М. Стихотворения. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. 80 с. Есенин С. Полн. собр. соч. М.: РИПОЛ классик, 2005. 800 с Жуковский В. А. О меланхолии в жизни и в поэзии // Русская беседа. 1856. Кн. 1. С. 13–27. Кривулин В. Стихи после стихов. СПб.: Петербургский писатель; БЛИЦ, 2001. 144 с. Лермонтов М. Собр. соч.: В 2 т. М.: Правда, 1988–1990. Мароши В. В. Паук за работой: архетип Арахны в рефлексивной имагологии литературы // Имагология и компаративистика. 2014. № 2. С. 17–34. Маяковский В. В. Избр. соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1982. Т. 2. 558 с. Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 1536 с. Надеждин Н. И. Сонмище нигилистов // Вестник Европы. 1829. № 1, 2. Некрасов Н. А. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1981. Т. 1: Стихотворения. 720 с. Садовников А. Г. Концепция меланхолии в художественной системе сентиментализма и творчестве В. А. Жуковского: Дисс. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2009. Соснора В. Стихотворения. СПб.: Амфора, 2006. 870 с. Тютчев Ф. И. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1980. Т. 1. 385 с. Brydges E. An Impartial Portrait of Lord Byron, as a poet and a man. Paris: A. & W. Galignani, 1825. 74 р. Byron G. Complete Works of Lord Byron, Including the Suppressed Poems. Paris: Published by Garnier, Palais-Royal, 1839. 724 p Clouston W. A. Arabian Poetry for English Readers. Oxford: M'Laren, 1981. 472 р. Garrison D. H. Horace: Epodes and Odes. Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1998. 396 p. Hamilton R. Hesiod's Theogony Thomas Library. Bryn Mawr College, 1990. 64 p. Hercher R. Apollodori Bibliotheca. Berolini: Weidmann, 1874. 148 p. Horace. Odes I. Cambridge: Cambridge University Press, 2013. 144 p. Horace. The Works of Horace. Oxford: Clarendon Press, 1874. Vol. 1. 428 p. Jayyusi Salma Khadra. Trends and movements in modern Arabic poetry. Brill, 1977. Т. 1. 877 p. Isidor de Sevilla. Etimologii XI–XII. Bucureşti: Editura POLIROM, 2014. 215 p. Longo S. G. Le mythe de la folie de Lucrèce des biographies humanists aux théories de l̛ inspiration // Acta Conventus Neo-Latini Upsaliensis: Proceedings of the Fourteenth International Congress of Neo-Latin Studies (Uppsala 2009). Leiden; Boston: BRILL, 2012. Vol. 1. 1276 p. Miller P. A. Latin Verse Satire. L.; N. Y.: Psychology Press, 2005 424 p. Pfau Th. Romantic Moods: Paranoia, Trauma, and Melancholy, 1790–1840. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2005. Quinti Horatii Flacci. Opera omnia. V. II. Londini, curante et imprimente A. J. Valpy, 1825. 894 p. Radden J. The Nature of Melancholy: From Aristotle to Kristeva. Oxford, 2000. Sussex A. J. Early Arabic Poetry: Select Poems Academic Press, 2011. 566 р. Theocritus Bion (Smyrnaeus), Moschus (Syracusanus). Weigel, 1817. 148 р. Von Zedlitz J.-Ch. F. Todtenkränze. Kanzone. Wien: Wallishausser, 1828. 113 р. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |