Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Поэтические метафоры соссюровской триады langue, langage и parole

Авторы: О. И. Северская

Выпуск 1, 2017Страницы 81-89
УДК: 81'42DOI:

Аннотация: На материале русской поэзии XVIII–XX вв. рассматривается метадискурсивное употребление лексем молчание, шепот, говор, символизирующих соответственно langue, langage и parole поэтической практики. Молчание ассоциируется с поэзией как таковой, с глубинным ее уровнем, на котором слово представлено как акустический образ, абстракция от поверхностного многообразного звучания. С молчанием соотносятся внутренняя речь и «разговор без слов». Автор приходит к выводу, что поэтическое молчание вбирает в себя модели речевых актов, а потому подразумевает потенциальное развертывание языка в речь. Особое место занимает лексема шепот, соответствующая langage, поскольку шепот занимает промежуточное положение между молчанием и артикулированным говорением. Голос и говор отождествляются с parole, поэтические голоса манифестируют и речевые акты конкретных субъектов речи. Исследование выполнено на материале поэтического подкорпуса Национального корпуса русского языка.

Ключевые слова: метадискурсивные слова, символы, триада Соссюра, русская поэзия, контент-анализ, лингвистическая поэтика

Список литературы:

Арутюнова Н. Д. Молчание: контексты употребления // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 106–117.

Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980.

Зубова Л. В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000.

Крейдлин Г. Е. Голос, голосовые признаки и оценка речи // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 141–153.

Николина Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. М., 2009.

Рябцева Н. К. Коммуникативный модус и метаречь // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 82–92.

Северская О. И. «Шепот, робкое дыханье…»: лексема шепот в русской поэзии XVIII–XX вв. // Корпусный анализ русского стиха: Сб. науч. ст. / Отв. ред. В. А. Плунгян, Л. Л. Шестакова. М., 2014. Вып. 2. С. 278–304.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. М., 1960. Ч. 1. С. 323–342.

Телия В. Н. «Говорить» в зеркале обиходного сознания // Логический анализ языка: язык речевых действий. М., 1994. С. 93–98.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН