Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Творческое преломление пушкинского мотива поэтического бессмертия в диалогической «поэтике отражений» И. Анненского Авторы: Н. В. Налегач КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Выявляется функционирование пушкинского мотива поэтического бессмертия в творчестве И. Анненского и его влияние на оформление диалогической «поэтики отражений». Особую роль в эстетических акцентах, расставленных Анненским, играет вторая строфа пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», благодаря которой психологически убедительно воплощается мотив взаимной обращенности поэтов, находящихся по разные стороны бытия – жизни и смерти. Подобное взаимодействие является основой обновления пушкинской «формулы» поэтического бессмертия, так как в творчестве Анненского учитывается не только срез современности, но и весь временной поток, охватывающий посредством поэтической традиции не только прошлое, но, согласно пушкинским стихам, и будущее: «…доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит». Благодаря поэтическому диалогу сквозь века и времена сохраняется действие в сфере искусства и законов вечности, что оборачивается у Анненского в свете пушкинской традиции новым пониманием поэтического бессмертия. Оно не столько возможно как возведение временного к вечному в процессе создания произведения, сколько осуществляется именно изнутри временного потока благодаря воплощенности в нем поэта как голоса своего поколения и эпохи. Подобным образом расширяющиеся круги деперсонализации закономерно в свете «высшего юмора творения» оборачиваются обретением уникального авторского «я» в неумолкающем и вечно обновляющемся благодаря законам времени диалоге поэтов, чему способствует «поэтика отражений», возникающая при встрече «своего» стиха с «чужим», посредством чего происходит уплотнение поэтической Тени до бессмертного Имени. Ключевые слова: И. Ф. Анненский, А. С. Пушкин, мотив, бессмертие, поэтика отражений, поэтический диалог Список литературы: Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» Проблемы поэтики. Л., 1967. Анненский И. Ф. Книги отражений / Изд. подгот. Н. Т. Ашимбаева, И. И. Подольская, А. В. Федоров. М., 1979. (Литературные памятники). Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л., 1990. (Библиотека поэта. Большая серия). Бонди С. М. Памятник // Бонди С. М. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1978. С. 442–476. Бройтман С. Н. Проблема диалога в русской лирике первой половины XIX века. Махачкала, 1983. Вейман Р. История литературы и мифология / Пер. с нем. О. Н. Михеевой. М., 1975. Верхейл К. Трагизм в лирике Анненского // Звезда. 1995. № 9. С. 208–216. Гитин В. Е. «Интенсивный метод» в поэзии Анненского (поэтика вариантов: два «пушкинских» стихотворения в «Тихих песнях») // Русская литература. 1997. № 4. С. 34–53. Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Опять о «Памятнике» // Ars interprettandi: Сб. ст. к 75-летию проф. Ю. Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 61–72. Зайцев В. А. Мотив «Памятника» в русской поэзии от Ломоносова и Пушкина до Бродского // Пушкин: Сб. ст. М., 1999. С. 240–255. Кушнер А. «Среди людей, которые не слышат…» // Кушнер А. Аполлон в траве. Эссе. Стихи. М., 2005. С. 279–341. Налегач Н. В. «Поэтика отражений» И. Анненского и феномен поэтического диалога в русской лирике ХХ века: Монография. Кемерово, 2012. Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. В. Новгород, 2002. Поддубная Р. Н. «Веленью Божию, о Муза, будь послушна» (цикл Пушкина 1830-х годов о поэте и поэзии) // Русская филология. Украинский вестник: Республ. науч.-метод. журн. 1994. № 1. С. 30–33. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 17 т. М., 1995. Т. 3, кн. 1. Элиот Т. С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. М., 1997. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |