Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Открытое море» С. А. Колбасьева: литературный контекст и поэтика

Авторы: Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликова

Институт филологии СО РАН, Новосибирск

Выпуск 2, 2018Страницы 101-126
УДК: 821DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-101-126

Аннотация: Статья Е. В. Капинос и Е. Ю. Куликовой посвящена поэме С. А. Колбасьева «Открытое море», изданной в 1922 г., когда поэт входил в группу «Островитяне». «Открытое море» С. А. Колбасьева – ценный экземпляр немногочисленного собрания островитянских книг. Гумилевский подтекст легко выявляется в поэме, но «постгумилевское» направление (С. Колбасьев, Н. Тихонов, отчасти К. Вагинов и Н. Оцуп) разрабатывает особый стиль, по мотивам напоминающий стиль Гумилева, однако существенно отличающийся от него обилием ритмических экспериментов, словесной колористикой и многими другими параметрами. Главная тема статьи – поэтика «Открытого моря». Поэма состоит из пяти глав, скрепленных точными и приблизительными повторами. Каждая из глав имеет свою ритмическую структуру и строфический рисунок, но все они объединены чередованием женских и мужских клаузул. Акцентный стих и 5-стопный хорей, сменяющие друг друга от главы к главе, вольная строфика, сложная композиция с авторскими лирическими отступлениями и темпоральными скачками – это главные особенности поэтики «Открытого моря». Автобиографический фон, а также биографии современников Колбасьева, таких как Н. М. Бахтин, значимы для поэмы «Открытое море» и лирики С. Колбасьева.

Ключевые слова: П. Рен, роман «Похороны викинга», С. Колбасьев, поэма «Открытое море», лироэпос, литературная группа «Островитяне», К. Вагинов, Н. Тихонов, акцентный стих, вольная строфика, 5-стопный хорей

Список литературы:

Бухштаб Б. Вагинов // Тыняновский сборник. Четвертые тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1990. С. 271–277.

Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. М.: Книга, 1991. 92 с. (Библиотека репринтных изданий)

Вагинов К. К. Песня слов. М.: ОГИ, 2016. 368 с.

Витковский Е. У входа в лабиринт. URL: http://wikilivres.ru/У_входа_в_лабиринт_(Витковский) (дата обращения 04.09.2018)

Выгодский А. Островитяне // Жизнь искусства. 1922. № 20 (843). С. 2–3.

Гаспаров М. Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века // Гаспаров М. Л. Избранные работы. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. 3: О стихе. С. 338–365.

Гаспаров М. Л. Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти / РГГУ. М., 1999. 300 с.

Герасимова А. Примечания // Вагинов К. К. Песня слов. М.: ОГИ, 2016. 368 c.

Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1988. 632 с.

Дмитренко А. Л. К проблеме интертекстуальности в поэтических произведениях Вагинова // Материалы конференции, посвященной 110-летию со дня рождения В. М. Жирмунского. СПб., 2001. С. 290–298.

Дмитренко А. О. К истории содружества поэтов «Островитяне» (машинописный альманах) // Русская литература. 1995. № 3. С. 209–224.

Из истории литературных объединений Петрограда-Ленинграда 1920– 1930-х годов. Исследования и материалы / Отв. ред. В. П. Муромский. СПб.: Наука, 2006. Кн. 2. 244 с.

Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотированный каталог. Публикации. М.: Книга, 1989. 462 с.

Колбасьев С. Открытое море. Пг., 1922. 32 с.

Колбасьев С. Jazz // Тридцать дней. 1934. № 2. С. 74–78.

Колбасьев С. Командиры кораблей. Избранные произведения: В 2 т. СПб.: Фонд «Отечество», 2006. Т. 1. 480 с.

Колбасьев С. Открытое море. СПб.: Лениздат, 2013. 320 с.

Колбасьева Г. С. Сергей Колбасьев // Жизнь Николая Гумилева. М., 1991. С. 315–317.

Кузмин М. Письмо в Пекин // Кузмин М. Эссеистика. Критика. М.: Аграф, 2000. С. 613–618.

Лукницкий П. Каботаж // Лукницкий П. Переход. Стихотворения. 1928– 1930. М.; Л., 1931. С. 41–63.

Лунц Л. Н. Новые поэты // Лунц Л. Н. Литературное наследие. М.: Научный мир, 2007. С. 332–339.

Национальный корпус русского языка. URL: http://ruscorpora.ru/searchmain. html (дата обращения 05.09.2018)

Оцуп Н. Океан времени: Стихотворения. Дневник в стихах. Статьи и воспоминания. СПб.: Logos, 1994. 616 с.

Рен П. Похороны викинга. М.: РИА «Юго-Запад», 1992. 160 с.

Рен П. Похороны викинга / Пер. С. Колбасьева, рис. Н. Ушина. Л.: Вокруг света, 1928а. 212 с.

Рен П. Пустыня / Пер. С. Колбасьева, рис. Н. Ушина. Л.: Вокруг света, 1928б. 160 с.

Смирнов В. Жизнь и смерть Сергея Колбасьева // Колбасьев С. Командиры кораблей. Избранные произведения: В 2 т. СПб.: Фонд «Отечество», 2006. Т. 1. С. 8–90.

Тихонов Н. Орда. Стихи. Петербург: «Островитяне», 1922. 62 с.

Тихонов Н. Собр. соч.: В 7 т. М.: Худож. лит., 1985. Т. 1. 815 с.

Топоров В. Н. Памяти Николая Михайловича Бахтина. Предспорт, спорт и спорт ХХ века // В поисках «балканского» на Балканах. Балканские чтения – 5: Тезисы и материалы симпозиума / Ин-т славяноведения РАН. М., 1999. С. 121–130.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

Чумаков Ю. Н. В сторону лирического сюжета. М.: Языки славянской культуры. 2010. 88 с.

Шиндина О. Художественный и научный дискурсы 1920-х годов. Тыняновский подтекст образа литератора в художественном мире Константина Вагинова // Логос. 2014. № 3. С. 145–164.

Широков В. Поэт трагической забавы (Предисловие к репринтному изданию) // Вагинов К. Опыты соединения слов посредством ритма. М.: Книга, 1991. С. 1–19.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН