Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Концептуальное поле невозможного в рассказах А. П. Чехова 1886–1887 годов «Мечты» и «Счастье»

Авторы: Л. Н. Синякова

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 2, 2018Страницы 300-309
УДК: 82-3DOI: 10.25205/2307-1737-2018-2-300-309

Аннотация: Исследуется репрезентация и функционирование концеп- тов со значением невозможного в актуальном времени рассказанной исто- рии. Материалом являются рассказы переходного периода А. П. Чехова. Цель статьи – выявление динамики концептуального содержания рас- сказов. В рассказе «Мечты» бродяга и присоединившиеся к нему сотские меч- тают о несбыточном: свободе, солнце, просторе и героических деяниях. Финал рассказа не обнаруживает изменения ситуации; все остаются ли- шенными того, о чем мечтали. В рассказе «Счастье» персонажи по-разному трактуют титульное поня- тие. Старик-пастух и объездчик полагают, что счастье – это богатство. То, что они находятся рядом с зарытыми в землю древними кладами, но не могут их найти, делает их несчастными. Молодой пастух не в состоянии определить, что такое счастье. Для него очевидна ценность здоровья и жизни как таковой. Это убеждение совпадает с точкой зрения нейтраль- ного повествователя, который развертывает безграничный простор вокруг стоянки пастухов, раздвигая границы и жизненного, и ментального про- странства как для имплицитного читателя, так и для персонажей. Счастье нимать человека и окружающий мир как процесс вечного обновления от- крывает жизнеутверждающую смысловую перспективу. Таким образом, в рассказах представлены варианты оппозиции мечты / действительность, которые находят разное сюжетное и концептуальное завершение.

Ключевые слова: концептуальное поле, воля, пространство, счастье, богатство, витальность

Список литературы:

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. Т. 1. 1158 с.

Живолупова Н. В. Достоевский и Чехов: аспекты архитектоники и поэтики. Н. Новгород: Дятловы горы, 2017. 268 с.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с. URL: http://www.efremova.info (дата обращения 06.12.2017).

Тамарченко Н. Д. Сюжет испытания: опыт типологии (на материале русской повести Серебряного века) // Новый филологический вестник. 2006. № 2. С. 243–247.

Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа. М.: Высш. шк., 1989. 135 с.

Фрайзе Н. Проза Антона Чехова: Пер. с нем. М.: Флинта: Наука, 2012. 376 с.

Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 18 т. М.: Наука, 1984. Т. 5. 703 с.; 1985. Т. 6. 735 с.

Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Достоевский. Чехов. Авангард. СПб.: Инапресс, 1998. 352 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН