Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: От вещей – к концептам: когнитивно-семиотические заметки о «Доме философа» Чеслава Милоша

Авторы: Е. Е. Бразговская

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпуск 1, 2019Страницы 339-349
УДК: 165.6 + 81-114.2DOI: 10.25205/2307-1737-2019-1-339-349

Аннотация:

На материале польскоязычного текста Чеслава Милоша «Dom filozofa» (1991) показаны возможности говорить о вопросах когнитивистики в форме художественного нарратива. Как мыслит философ, почему язык есть его единственный дом – вот темы, предложенные Ч. Милошем.

Логика вербальной репрезентации мира состоит в удалении слова от вещи и работе с ментальными репрезентациями. Философ движется от создания иконических картинок «всего, что есть» к «вычитанию» индивидуальных характеристик вещей. Восходя по ступенькам абстракции, он наделяет автономностью атрибуты (взбегание как таковое) и, наоборот, создает «вещи в себе» (стебли вне обрезающей их девушки, цвета, формы). Картина мира сводится к каталогам, где каждый член (блеск, вскрик «О!») есть знак нечеткого размытого множества. Парадигмы, альтернативная категоризация – это различные способы сжатия информации, которыми пользуется мыслитель. В итоге это путь к рождению концептов.

У философа язык мышления основан на работе с «живыми понятиями». Оборотной стороной слова выступает образ иной модальности, прежде всего визуальной. В «когнитивном танго» языков философа вербальные системы (польский, латинский языки) представлены актуально, тогда как визуальный образ имеет ментальную природу. Глаз философа подобен борхесовскому Алефу, воспринимающему пространство в виде карты- обозрения. Его языковое сознание сродни машине времени. По Милошу, свобода перемещения по локусам и временам ставит знак равенства между сознанием человека и Богом, лишенным смертного тела.

Современная наука рассматривает литературу и искусство как периферию когнитивно-семиотических исследований, где образная форма представления знания (а в случае Милоша – его интуитивного предвидения) становится инструментом популяризации данных о работе человеческого мышления. В когнитивистике механизм мышления, о котором говорит Чеслав Милош, описывается в рамках теории ментальных пространств, концептуальной интеграции, двойного кодирования информации, образных схем.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, иконические знаки, мультимодальное кодирование, дополнительность языков, концептуализация, Чеслав Милош

Список литературы:

Анохин К. В. Мозг учёного: как он познаёт истину. Лекция на Фестивале науки МГУ. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=npmuwIgO2Og (дата обращения 15.02.2018).

Бродский И. Набережная неисцелимых. Эссе / Пер. с англ. Г. Дашевского. СПб.: Азбука-Классика, 2006. 192 с.

Бродский И. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука-классика, 2010. 880 с.

Зинченко B. Π. Сознание и творческий акт. M.: Языки славянских культур, 2010. 592 с.

Мангель А. Curiositas. Любопытство / Пер. с англ. А. Захаревич. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2017. 472 с.

Мандельштам О. Стихотворения, переводы, очерки, статьи. Тбилиси: Мерани, 1990. 415 с.

Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. M.: Языки славянской культуры, 2013. 448 с.

Evans V., Green M. Cognitive Linguistics: An Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 830 p.

Fauconnier G., Turner M. The way we think: conceptual blending and the mind’s hidden complexities. New York: Basic Books, 2002. 440 p.

Gibbs R. W., Colston H. The cognitive psychological reality of image schemas and their transformations // Cognitive Linguistics. 1995. No 6. Р. 347–378.

Hass R. Praise. New York: Harper Collins Publishers, 1979. P. 4–6.

Johnson М. The philosophical significance of image schemas // From perception to meaning: image schemas in cognitive linguistics / Eds. Beate Hampe, Joseph E. Grady. Berlin: Mouton de Gruyter, 2005. Р. 15–35.

Lehrer J. Proust Was a Neuroscientist. Boston; New York: Houghton Mifflin Company, 2007. 307 p.

Miłosz Cz. Ciekawość // Miłosz Cz. Abecadło. Kraków: Wydawnictwo literackie, 2010. S. 97–99.

Miłosz Cz. Dom filozofa // Miłosz Cz. Wiersze wszystkie. Kraków: Znak, 2011. S. 1039–1041.

Paivio A. Mental Representations: A Dual Coding Approach. Oxford: Oxford University Press, 1986. 322 р.

Stockwell P. Cognitive Poetics. An Introduction. London; New York: Routledge, 2002. 204 p.

Zbikowski L. M. The Cognitive Tango // The Artful Mind: Cognitive Science and the Riddle of Human Creativity / Ed. by Mark Turner. Oxford University Press, 2006. P. 132–150.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН