Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Черное солнце и огороженный простор: образы неволи в творчестве Сергея Параджанова и Кадзуки Ясуо

Авторы: Э.-Б. М. Гучинова

КАЛМЫЦКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН

Выпуск 2, 2019Страницы 78-99
УДК: 929: 75(47 + 57)Параджанов + 159.9DOI: 10.25205/2307-1737-2019-2-78-99

Аннотация: Статья посвящена творчеству двух выдающих художников – Сергея Параджанова (СССР) и Кадзуки Ясуо (Япония). Параджанов был осужден и провел пять лет в лагерях, Кадзуки оказался в советском лагере для военнопленных. Унизительный опыт заключения художников отразился в их творчестве, которое не прекращалось и за колючей проволокой. Параджанов свое лагерное творчество так и обозначил – огороженный простор. Он и Кадзуки использовали техники бриколажа, причем японский художник сам компоновал состав красок, поскольку фабричные цвета не передают чужое черное солнце. В то же время нахождение в принципиально иных лагерях отразилось в портретах заключенных: колоритных лицах у Параджанова и деперсонализованных фигурах Кадзуки. Параджанов и Кадзуки создают куклы, коллажи, автопортреты и лого, частью которого становится лагерная проволока, или лого, в котором автопортрет является рабочим инструментом пленника.

Ключевые слова: язык травмы, травматическое прошлое, лагерь, Гулаг, память

Список литературы:

Абрамян Л. Кинорежиссер, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. С. 19–29.

Агамбен Дж. Что остается от Аушвица. Архив и свидетельство // Отечественные записки. 2008. № 4. С. 58–59.

Айрапетян В. Толкование на анекдот про девятых людей (АТ 1287). М.: Языки славянской культуры, 2010. 71 с.

Гучинова Э.-Б. Рисовать лагерь. Язык травмы в памяти японских военнопленных о СССР. Sapporo: Slavic-Eurasian Research Center, Hokkaido University, 2016. 220 с.

Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж / Сост. З. Саркисян, коммент. З. Саркисян, Л. Абрамян; Музей Сергея Параджанова. Ереван, 2008. 155 с.

Катасонова Е. Японские военнопленные в СССР: большая игра великих держав. М.: Ин-т востоковедения РАН; Крафт+, 2003. 427 с.

Кузнецов С. И. Японцы в сибирском плену (1945–1956). Иркутск: Изд-во журнала «Сибирь», 1997, 261 с.

Мещеряков А. Н. Стать японцем. М.: Эксмо, 2012. 432 с.

Нич Д. Московский рассказ. Жизнеописание Варлама Шаламова. 1960–1980-е годы. Личное издание. 2011. 448 с.

Орозбаев К. Планета Сергея Параджанова // Виноград. 2011. № 2 (40). URL: http://www.vinograd.su/art/detail.php?id=44035 (дата обращения 20.05.2019).

Сергей Параджанов: Письма из зоны / Автор проекта и гл. ред. Г. Закоян. Ереван: Фильмадаран, 2000. 347 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова. М.: Аd Marginem, 1999. 477 с.

Шаламов В. Манифест о «новой прозе» // Вопросы литературы. 1989. № 5. С. 225–248.

Kazuki Yasuo. Watashi-no Siberia. Misumi, 1994. 123 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН