Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Метакоммуникация в пьесах Н. Ф. Симпсона, Д. Кэмптона и Дж. Сондерса Авторы: П. Е. Жиличев ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН
Аннотация: Статья посвящена проблеме метакоммуникации в драматургическом дискурсе. Анализ проводится с учетом концепции «профанируемого символа», сформулированной в работах Ю. В. Шатина. Материалом исследования послужили пьесы английских драматургов, в творчестве которых реализуется поэтика театра абсурда. В пьесах Н. Ф. Симпсона «A Resounding Tinkle» (1957) и «The Hole» (1958) в интригу вводятся такие фигуры, как автор, зритель, пророк-визионер, персонажи рассуждают о театре, что проблематизирует интерпретацию происходящего на сцене. В пьесе Д. Кэмптона «Us and Them» (1972) и пьесе Дж. Сондерса «Over the Wall» (1977) используются посредники между автором и адресатом, нехарактерные для классической драмы: рассказчик, хроникер. Во всех случаях метауровень индексируется знаками разрыва коммуникации (яма, покров, стена). Ключевые слова: драматургический дискурс, метакоммуникация, метатеатр, театр абсурда, Н. Ф. Симпсон, Д. Кэмптон, Дж. Сондерс Список литературы: Бабиков А. «Событие» и самое главное в драматической концепции В. В. Набокова // В. В. Набоков: Pro et contra. СПб.: РХГА, 2001. Т. 2. C. 558–586. Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. 127 c. Гюисманс Ж.-К. Наоборот. М.: Республика, 1995. 232 c. Кондаков Д. А. Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-художественных исканий европейской литературы ХХ века. Новополоцк, 2008. 157 с. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с. Матич О. Покровы Саломеи: Эрос, смерть и история // Эротизм без берегов / Сост. М. М. Павлова. М.: НЛО, 2004. С. 90–121. Нежинская Р. Саломея: образ роковой женщины, которой не было. М.: НЛО, 2018. URL: https://www.litres.ru/rozina-nezhinskaya/salomeya-obraz- rokovoy-zhenschiny-kotoroy-ne-bylo/ (дата обращения 15.02.2020). Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. 504 с. Чакаре В. О. Парадокс в творчестве Б. Биэна, Г. Пинтера, Н. Ф. Симпсона: Дис. ... канд. филол. наук. Л., 1988. 149 с. Шатин Ю. В. Концепт СЕРДЦЕ и его художественная деконструкция в русской поэзии XX века // Критика и семиотика. 2011. No 15. С. 189–196. Эсслин М. Театр абсурда / Пер. с англ. Г. Коваленко. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 528 с. Campton D. Us and Them // Double Act: Ten One-Act Plays on Five Themes / Ed. by Mark Shackleton. London: Edward Arnold, 1985. P. 70–85. Elam K. The Semiotics of Theatre and Drama. London; New York: Routledge, 1980. 163 p. Excerpts from Le Dialogue Dramatique et le Metathéâtre by Sławomir Świontek / Transl. by J. Stephenson // Journal of Dramatic Theory and Criticism. 2006. Vol. 21 (1). P. 129–144. Hingley R. Hadrian’s Wall: A Life. Oxford: Oxford UP, 2012. 416 p. Pfister M. The Theory and Analysis of Drama / Transl. from German by J. Halliday. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 339 p.Saunders J. Over the Wall // Double Act: Ten One-Act Plays on Five Themes / Ed. by Mark Shackleton. London: Edward Arnold, 1985. P. 54–69. Simpson N. F. A Resounding Tinkle: A Comedy. London: Faber and Faber, 1958. 75 p. Simpson N. F. The Hole // Simpson N. F. The Hole, and other Plays and Sketches. London: Faber and Faber, 1964. P. 9–57. Welz J. The Ancient World of Shakespeare: Authenticity or Anachronism? A Retrospect // The Cambridge Shakespeare Library / Ed. by C. M. S. Alexander. Cambridge: Cambridge UP, 2003. Vol. 1: Shakespeare’s Times, Texts, and Stages. P. 93–104. Zhou X. Salome in China: The Aesthetic Art of Dying // Wilde Writings: Contextual Conditions / Ed. by Joseph Bristow. Toronto: University of Toronto Press, 2003. P. 295–318. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |