Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Стилизация орнаментального сказа в прозе Дениса Осокина. Цикл рассказов «Ангелы и революция. Вятка 1923»

Авторы: И. С. Полторацкий

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ СО РАН

Выпуск 1, 2020Страницы 374-386
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2020-1-375-386

Аннотация: Анализируется поэтика цикла рассказов «Ангелы и революция. Вятка 1923» современного российского писателя Дениса Осокина. Автор, развивая традицию орнаментальной прозы ХХ в., создает современную интерпретацию революционных событий. Вымышленный локус Вятки 1923-го г. становится пространством художественного эксперимента по обновлению языка. Используя прием стилизации орнаментального сказа, Денис Осокин формирует образ безличного рассказчика, состоящего из множества нарративно-риторических фигур, ослабляющих фабульность повествования. Художественная целостность цикла сохраняется за счет системы стилевых, интертекстуальных и мотивных эквивалентностей, создающих особую форму лирического сюжета, характерного для орнаментальной прозы.

Ключевые слова: орнаментальная проза, орнаментальный сказ, современная литература, Денис Осокин

Список литературы:

Виноградов В. В. Проблема сказа в стилистике // Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 42–54.

Давыдов Д. М. От примитива к примитивизму и наоборот // Арион. 2000. No 4. С. 81–95.

Карбышев А. А., Куляпин А. И. Проблема адресации и повествуемого мира в романах Саши Соколова // Изв. Алтайского гос. ун-та. Филология. 2007. No 2 (54). С. 61–66.

Леухина А. В. Литературный примитивизм: эстетика и поэтика: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010.

Липовецкий М. Н. Это критика // Русский журнал. 2004. Вып. 23. URL: http://old.russ.ru/columns/critic/20040212_krit-pr.html (дата обращения 23.11.2019).

Осокин Д. С. Ангелы и революция // Знамя. 2002. No 4. С. 112–135.

Осокин Д. С. Барышни тополя. М., 2003.

Осокин Д. С. Небесные жены луговых мари. М., 2013.

Осокин Д. С. Овсянки: Рассказы, повесть. М., 2011а.

Осокин Д. С. Стало быть, убираем любую суету // Искусство кино. 2011б. No 1. URL: http://kinoart.ru/archive/2011/01/n1-article11 (дата обращения 23.11.2019).

Тынянов Ю. Н. Литературное сегодня // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 150–166.

Чигинцева Т. А. Визуально-стилевые особенности текстов Дениса Осокина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2013а.

Чигинцева Т. А. Заголовочно-финальный комплекс в книгах Д. Осокина // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. No 1. С. 362–371.

Чигинцева Т. А. Элементы стиха в творчестве Д. Осокина // Вестник Южно-Урал. гос. ун-та. Серия: Лингвистика. 2013б. Т. 10, No 1. С. 131–135.

Шкловский В. Б. О Зощенко и большой литературе // Михаил Зощенко: статьи и материалы. Л., 1928. С. 15–25.

Шкловский В. Б. Орнаментальная проза. Андрей Белый // Шкловский В. Б. О теории прозы. М., 1929. С. 205–225.

Шмид В. Нарратология. М., 2008.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Поэтика: Сб. по теории поэтического языка. Пг., 1919. С. 151–165.

Эйхенбаум Б. М. Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. М. Литература: Теория. Критика. Полемика. Л., 1927. С. 210–225.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН