Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Креолизованные тексты Старого Тифлиса (на примере Пиросмани, Элибекяна, Айвазяна) Авторы: Т. С. Симян ЕРЕВАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Статья посвящена визуальным и речевым жанрам Старого Тифлиса, которые раскрываются на визуальных и словесных текстах известных художников Н. Пиросмани, В. Элибекяна и армянского писателя А. Айвазяна. Карнавальный дух Старого Тифлиса повлиял на визуальные и словесные вывески гастрономической инфраструктуры. Статья написана на основе семиотического, типологического метода, а также междискурсивного подхода (живопись, художественная литература). Кроме того, теория Бахтина стала метаязыком для выявления речевых жанров городского пространства. Эмпирический анализ материала показал, что картины Пиросмани были ярким примером визуальной рекламы и, по сути, являлись многоканальными креолизованными текстами. И только позднее, когда символический капитал Пиросмани повысился, его картины стали восприниматься как яркие примеры примитивизма. Иными словами, они были «подключены» к общемировому дискурсу, а их первичная функция подзабыта. В первичной функции вывесок картины были продуктами спроса гастрономической инфраструктуры Старого Тифлиса: на них изображались фреймы «еда», «застолье», они также являлись визуальными меню тифлисских духанов. Утилитарный спрос на вывески порождал гениальные картины Пиросмани, и одновременно он становился автором городского пространства. Этот феномен затрагивается и в литературном дискурсе (А. Айвазян), в котором проявляются два метода моделирования городского пространства. Во-первых, город моделируется в сознании, выражается на уровне означаемого (карты, эскизы), а потом воплощаются в жизнь. Именно так были в диахронии построены многие города исторической Армении. Во-вторых, художник-маляр (Пиросмани, Григор – герой рассказа Айвазяна) красил и творил в городском пространстве (интерьер, экстерьер). Мотивами его творчества были его же внутренние переживания. Многоязычие городского пространства порождало спрос на вывески- рекламу на разных языках. Поскольку «социальный низ» не владел языковой нормой русского языка, то в глазах носителей языка городские тексты казались смешными, воспринимались с юмором. Подобные тексты встречаются у разных художников Старого Тифлиса (Пиросмани, Гудиашвили, Элибекян). То же самое проявляется в художественном дискурсе (Айвазян), в котором приведены примеры игры с именами, с языком (тосты веселья и погребения) и т. д. Кроме того, анализ такого речевого жанра, как тост, выявил, что он вбирает в себя пословицы, поговорки, а в тематическом плане можно назвать следующие проявления: заклинание-пожелание, пожелание-проклятие, пожелание-критика и т. д. Наличие подобного речевого жанра и выявление функционирования тоста, показало, что принятие пищи осмысливалось разными пожеланиями, а тематический и синтагматический анализ тостов может стать инструментом для реконструкции аксиологической системы общества Старого Тифлиса (родина, город, родители, дети, сестры и братья, дяди и тети и т. д.). Ключевые слова: рекламные вывески, визуальные вывески, еда, застолье, речевые жанры, тост, кричалки, слоганы, кинто, татуировка Список литературы: Айвазян А. С. Долгая, долгая, мучительная жизнь Иуды. Рассказы, эссе. Ереван: Наири, 1996. Айвазян А. Кавказское эсперанто: Повести, рассказы. М.: Сов. писатель, 1990. Айвазян А. Наша печаль вокруг Кежо: Рассказы. Ереван: Советакан грох, 1985. Айвазян А. Вывески Тифлиса: Рассказы, повести. Ереван: Советакан грох, 1981. Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Старый Тбилиси. Город и горожане в XIX в. М.: Наука, 1990. 272 с. Армянские художники в Грузии: от Акопа Башинджагяна до Гаяне Хачатрян. Тбилиси: CEZANNE Ltd, 2011. 107 с. Бахтин М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. Вагаршак Элибекян / Вступ. ст. Г. Игитяна, сост. С. Манукяна. Ереван: Изобразительное искусство, 1991. Вежбицкий Н. Встречи с Есениным. URL: http://esenin-lit.ru/esenin/ vospominaniya/sovremenniki/verzhbickij-vstrechi-s-eseninym.htm (дата обра- щения 14.11.2019). Гришашвили И. Литературная богема Старого Тбилиси. Тбилиси: Мераны, 1977 [1928]. Дзуцова И. Тифлисский период Сергея Судейкина. Новые материалы со страниц грузинской печати 1920-х годов // Новый журнал. 2014. No 277. URL: http://magazines.russ.ru/nj/2014/277/17d.html#_edn6 (дата обращения 14.11.2019). Зданевич К. Нико Пиросманишвили. Тбилиси: Литература и искусство, 1963. Кузнецов Э. Д. Вступительная статья // Пиросмани. Избранные произведения. М.: Сов. художник, 1986. Пиросмани. Избранные произведения. М.: Сов. художник, 1986. Радашкевич А. Грузинские заметки // Сибирские огни. 2009. No 9. URL: http://magazines.russ.ru/sib/2009/9/ra14.html (дата обращения 14.11.2019). Симян Т. С. Музыкальное и карнавальное пространство Старого Тифлиса (на примере творчества Вано Ходжабекянa, Вагаршака Элибекянa, Агаси Айвазянa) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019а. No 2. С. 63–80. Симян Т. С. Старый Тифлис в памяти разных поколений: живопись, кафе, закат города (на примере В. Элибекяна, А. Айвазяна) // Сюжетология и сюжетография. 2019б. No 1. С. 256–276. Симян Т. С. Сергей Параджанов как текст: человек, габитус, интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019в. No 3. С. 197–215. Степанян А. А., Симян Т. С. Ереван как семиотический текст (опыт реконструкции «начала» и «конца» проспекта Маштоца) // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 6–16. Хейлы М. Ветры судьбы. Сборник рассказов. Нью-Йорк: Новый рубеж, 2010. Шафранская Э. Ф. Кинто: загадочная фигура в русских текстах // Вестник ТвГУ. Филология. 2016. No 3. С. 300–308. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |