Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: «Дневные звезды» и «Первороссийск» Ольги Берггольц в свете поэтического кинематографа

Авторы: Т. В. Зверева

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 403-422
УДК: 82-1: 821.161.1: 778.5(045)DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-403-422

Аннотация: В рамках междисциплинарного подхода рассмотрены два произведения Ольги Берггольц – книга «Дневные звезды» и поэма «Первороссийск», послужившие основой для экранизаций Игоря Таланкина и Евгения Шифферса. По мнению автора исследования, именно в этих фильмах выявлены смыслопорождающие механизмы творчества Берггольц. Для «Дневных звезд» И. Таланкина определяющим является сновидческий модус киноповествования, на первый план выходит поиск формы, способной отразить не только структуру книги, но и прихотливую игру человеческой памяти. Для Евгения Шифферса кинематограф стал экспериментальной площадкой, на которой разыгрывались его религиозно-философские идеи. Фильм «Первороссияне» – это не переложение событийного ряда на язык визуальных образов, но воспроизведенная средствами кино поэма, понимаемая исключительно в религиозно-мистериальном аспекте.

Ключевые слова: интермедиальность, экранизация, миф, О. Берггольц, И. Таланкин, Е. Шифферс

Список литературы:

Басинский П. «Убейте, но не пугайте меня». Отрывки из запрещенных дневников Ольги Берггольц // Рос. газета. 2010. No 84 (5163).

Бутовский Я. «Первороссияне» (1966–2009) // Киноведческие записки. 2003. No 92. С. 184–193.

Быков Д. Ольга Берггольц // Дилетант. 2016. No 9, сент.

Геллер Л. Вагинов и экфрасис как путь к кинописьму // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения // Siedlce. 2018. С. 123–149.

Гричанина В. В. Автобиографическое начало и формы его проявления в книге О. Берггольц «Дневные звезды» // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2019. No 1 (6). С. 126–132.

Громова Н. Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы. М.: Редакция Елены Шубиной, 2018. 384 с.

Демидова А. Омут времени. М.: Изд-во АСТ, 2019. 384 с.

Добренко Е. Поздний сталинизм: эстетика политики. М.: НЛО, 2020. Т. 1. 720 с.

Кураев М. Берггольц и первороссияне // Нева. 2010. No 5. С. 217–212.

Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ века (1950– 1990-е годы): В 2 т. М.: Академия, 2008. Т. 1. 416 с.

Лонгина-Соколова Л. Распятый шут // Киноведческие записки. 2003. No 92. С. 217–236.

Марголит Е. Живые и мертвые. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с.

Михалкович В. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. 320 с.

Панич Ю. Горестное послесловие // Киноведческие записки. 2009. No 92. С. 201–208.

Прозорова Н. А. Семантика пространства в художественном мире О. Берггольц // Филологический класс. 2019. No 4 (58). С. 84–100.

Рокитянский В. Театр Евгения Шифферса // Петербургский театральный журнал. 2007. No 2.

Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. 111 с.

Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.

Фромм Э. Душа человека. М.: Издательство АСТ ЛТД, 1998. 664 с.

Хренков Д. Т. Встречи с друзьями: Избранное. Л.: Сов. писатель, 1986. 702 с.

Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М.: Международные отношения, 1978. С. 16–25.

Paperno I. Stories of the Soviet Experience: Memoirs, Diaries, Dreams. Ithaca: Cornell UP, 2009. 304 p.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН