Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: «Дневные звезды» и «Первороссийск» Ольги Берггольц в свете поэтического кинематографа Авторы: Т. В. Зверева Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Аннотация: В рамках междисциплинарного подхода рассмотрены два произведения Ольги Берггольц – книга «Дневные звезды» и поэма «Первороссийск», послужившие основой для экранизаций Игоря Таланкина и Евгения Шифферса. По мнению автора исследования, именно в этих фильмах выявлены смыслопорождающие механизмы творчества Берггольц. Для «Дневных звезд» И. Таланкина определяющим является сновидческий модус киноповествования, на первый план выходит поиск формы, способной отразить не только структуру книги, но и прихотливую игру человеческой памяти. Для Евгения Шифферса кинематограф стал экспериментальной площадкой, на которой разыгрывались его религиозно-философские идеи. Фильм «Первороссияне» – это не переложение событийного ряда на язык визуальных образов, но воспроизведенная средствами кино поэма, понимаемая исключительно в религиозно-мистериальном аспекте. Ключевые слова: интермедиальность, экранизация, миф, О. Берггольц, И. Таланкин, Е. Шифферс Список литературы: Басинский П. «Убейте, но не пугайте меня». Отрывки из запрещенных дневников Ольги Берггольц // Рос. газета. 2010. No 84 (5163). Бутовский Я. «Первороссияне» (1966–2009) // Киноведческие записки. 2003. No 92. С. 184–193. Быков Д. Ольга Берггольц // Дилетант. 2016. No 9, сент. Геллер Л. Вагинов и экфрасис как путь к кинописьму // Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения // Siedlce. 2018. С. 123–149. Гричанина В. В. Автобиографическое начало и формы его проявления в книге О. Берггольц «Дневные звезды» // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. 2019. No 1 (6). С. 126–132. Громова Н. Смерти не было и нет. Опыт прочтения судьбы. М.: Редакция Елены Шубиной, 2018. 384 с. Демидова А. Омут времени. М.: Изд-во АСТ, 2019. 384 с. Добренко Е. Поздний сталинизм: эстетика политики. М.: НЛО, 2020. Т. 1. 720 с. Кураев М. Берггольц и первороссияне // Нева. 2010. No 5. С. 217–212. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература ХХ века (1950– 1990-е годы): В 2 т. М.: Академия, 2008. Т. 1. 416 с. Лонгина-Соколова Л. Распятый шут // Киноведческие записки. 2003. No 92. С. 217–236. Марголит Е. Живые и мертвые. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2012. 560 с. Михалкович В. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. 320 с. Панич Ю. Горестное послесловие // Киноведческие записки. 2009. No 92. С. 201–208. Прозорова Н. А. Семантика пространства в художественном мире О. Берггольц // Филологический класс. 2019. No 4 (58). С. 84–100. Рокитянский В. Театр Евгения Шифферса // Петербургский театральный журнал. 2007. No 2. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. М.: ИнфоАрт, 1991. 111 с. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с. Фромм Э. Душа человека. М.: Издательство АСТ ЛТД, 1998. 664 с. Хренков Д. Т. Встречи с друзьями: Избранное. Л.: Сов. писатель, 1986. 702 с. Якобсон Р. О лингвистических аспектах перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М.: Международные отношения, 1978. С. 16–25. Paperno I. Stories of the Soviet Experience: Memoirs, Diaries, Dreams. Ithaca: Cornell UP, 2009. 304 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |