Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Пьесы Чехова как основа метатеатральных спектаклей 2010-х годов

Авторы: О. Н. Купцова, Е. К. Созина

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия; Государственный институт искусствознания, Москва, Россия; Институт истории и археологии УрО РАН, Екатеринбург, Россия; Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия

Выпуск 1, 2021Страницы 280-297
УДК: 82.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2021-1-280-297

Аннотация: Драматургия Чехова сохраняет свою постоянную популярность на протяжении всего ХХ в., имеет непрерывную сценическую историю. В современном театре она выступает в нескольких качествах: 1) как литературная основа для театрального действия, тщательно сохраняемая режиссером (традиционалистский подход); 2) как материал, который может и должен быть адаптирован, осовременен, приспособлен к актуальному кругу острых проблем и к сегодняшнему сценическому языку (авангардный, постдраматический подход). Сегодня можно говорить о переходе чеховской драматургии в разряд прото- и метатекста. В статье рассматриваются наиболее яркие примеры театральных постановок последних лет, демонстрирующие отношение к чеховской драме как к своего рода «прототексту» или «метатексту». Это, в частности, постановки Александринского театра (режиссер А. В. Жолдак), театров «Около дома Станиславского» (режиссер Ю. Н. Погребничко), «Красный факел» (Новосибирск, режиссер Т. В. Кулябин), «Коляда-театр» (Екатеринбург, режиссер Н. В. Коляда), оперы «Три сестры» венгерского композитора Петера Этвёша (Екатеринбург, режиссер Кристофер Олден).

Ключевые слова: А. П. Чехов, драматургия, прототекст, метатекст, театральные постановки, современный театр, режиссер

Список литературы:

Джурова Т. Апокалипсис масс // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/.

Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Пер. с нем., вступ. ст. и коммент. Н. Исаевой. М.: ADCdesign, 2013. 311 с.

Маряхина Е. А. Смыслообразующие функции художественной детали: вариативность режиссерских прочтений: Магистерская диссертация. М.: РГГУ, 2020. 204 с.

Петер Этвёш. Три сестры: опера в трех последовательностях / Ред.-сост. А. Рябин, Б. Королёк. Екатеринбург: Урал. Опера. Балет, 2019. 150 с.

«По ту сторону занавеса». Спектакль Андрия Жолдака. Программа спектакля. СПб.: Александринский театр, 2016. 4 с.

Синицкая А. Метадрама // Экспериментальный словарь новейшей драматургии / Общ. ред. С. Лавлинский, Л. Мних. Siedlce: IKRiBL, 2019. С. 160–170.

Сухих И. Н. Проблемы поэтики Чехова. 2-е изд., доп. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 492 с.

Таршис Н. Наша сакура // Петербургский театральный журнал. 2010. № 1 (59). URL: http://ptj.spb.ru/archive/59/director-school-59/vishnevyj-sad-3/.

Щербакова Н. Г. Ритуальность как элемент в театральной эстетике Николая Коляды // Театрон. 2013. № 1 (11). С. 77–85.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН