Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Эзра Паунд и вортицизм: трансатлантические векторы в политике и семантические сдвиги в языке Авторы: Ольга Викторовна Соколова Институт языкознания Российской академии наук, Москва, Россия
Аннотация: Исследуются ключевые положения эстетической концепции «заряженного» смыслом поэтического языка Э. Паунда. Эта концепция, с одной стороны, перекликается с общими тенденциями к взаимодействию поэтического и политического дискурсов начала ХХ в., а с другой – выражает особенности понимания Паундом сущности и роли поэтического языка для мировой культуры и современной ему политики. Анализ корпуса публицистических текстов Паунда, от ранних текстов (“Patria mia”, 1912) до поздних выступлений по Римскому радио в 1940-е гг., позволил выделить основные векторы поэтико-политической концепции Паунда, которые прослеживались на протяжении всего его творчества: вектор трансатлантической политики (American Risorgimento); вектор политико-поэтической перформативности (Literature is language charged with meaning) и вектор семантического сдвига в художественном высказывании (Make it new). Подробно исследованы прагма-сематические техники, разработанные Паундом с целью обновления языка и повышения перформативности высказывания, способного оказывать активное воздействие на адресата и реальность. В статье рассмотрена специфика полисемии как динамического наложения политической неоднозначности и поэтической многозначности на примере ранних текстов Паунда и манифестов, написанных в вортицистский период. Основным семантическим приемом является актуализация полисемии высказывания, что связано с теоретической установкой Паунда на преодоление бинарных оппозиций и однозначности интерпретации. Многозначность формируется за счет многочисленных семантических сдвигов между абстрактным и конкретным, буквальным и метафорическим значениями. Ключевые слова: авангардный поэтический дискурс, политический дискурс, полисемия, семантический эксперимент, «семантический вортекст», Э. Паунд, вортицизм Список литературы: Белькович Р. Эзра Паунд и республиканская традиция // Литература двух Америк. 2019. № 7. С. 414–439. Демьянков В. З. Политический дискурс как предмет политической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. 2002. № 3. С. 32–43. Зализняк Анна А. Русская семантика в типологической перспективе. М.: Языки славянской культуры, 2013. Зубова Л. В. Языки современной поэзии. М.: НЛО, 2010. Ильин М. В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М.: РОССПЭН, 1997. 432 с. Иоффе Д. Прагматика и жизнетворчество авангарда (Еще раз о концепции авангарда у М. И. Шапира) // Philologica. 2012. Vol. 9, № 21/23. P. 405–421. Ковтунова И. И. Семантика форм лица в языке поэзии // Русский язык в научном освещении. 2003. № 1 (5). С. 23–34. Липовецкий М. Н. Спектакли свободы. Перформативные практики позднесоветского андеграунда // Koinon. 2021. Т. 2, № 2. С. 106–141. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. М.: Изд-во полит. лит., 1955. Т. 3. С. 1–4. Николаева Т. М. «Слово о полку Игореве»: поэтика и лингвистика тек-ста // «Слово о полку Игореве» и пушкинские тексты. М., 1997. Паунд Э. Canto XCV / Пер. Я. Пробштейна. 2014. URL: https://nourjahad. livejournal.com/98943.html (дата обращения 01.02.2022). Перцова Н. Н. Формализация толкования слова. М., 1988. Радбиль Т. Б. Язык и мир: парадоксы взаимоотражения. М.: Языки славянской культуры, 2017. Северская О. И. «Новые» слова и смыслы: системные и функциональные возможности паронимической аттракции // Тр. Ин-та русского языка им. В. В. Виноградова. 2019. № 19. С. 229–238. Серио П. Русский язык и анализ советского политического дискурса, анализ номинализаций // Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999. С. 337–383. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М.: URSS, 1985. Трансатлантический авангард. Англо-американские литературные движения (1910–1940). Программные документы и тексты. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2018. 360 с. Фещенко В. В. Лондон – Нью-Йорк – Париж: Трансатлантические рейсы англоязычного авангарда // Трансатлантический авангард. Англо-американские литературные движения (1910–1940). Программные документы и тексты. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2018. С. 9–101. Чухров К. К. “Our job to build light…” // Паунд Э. Путеводитель по культуре. М.: Логос, 2000. С. 723. Шатин Ю. В. Политический миф и его художественная деконструкция // Критика и семиотика. 2003. № 6. С. 67–78. Швец А. В. «Литературный скандал» в творческой практике кубо-футуристов и профили коммуникативного поведения реципиента // Слово.ру: Балтийский акцент. 2021. Т. 12, № 4. С. 37–51. Якобсон Р. О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 193–229. Bernstein Ch. Pounding Fascism // Bernstein Ch. A Poetics. Cambridge, Massachusetts; London, Harvard Uni. Press, 1992. Burkhardt A. Politolinguistik. Versuch einer Ortsbestimmung // Sprachstrategien und Dialogblockaden. Linguistische und politikwissenschaftliche Studien zur politischen Kommunikation. Hrsg. J. Klein, H. Diekmannshenke. Berlin: De Gruyter, 1996. S. 75–100. Dowthwaite J. Ezra Pound and 20th Century Theories of Language Faith with the Word. New York: Routledge, 2019. “Ezra Pound Speaking”: Radio speeches of world war II / Ed. by L. W. Doob. Westport: Greenwood Press, Inc., 1978. Feldman M. Ezra Pound’s Fascist Propaganda, 1935–45. London: Palgrave Pivot, 2013. Lüfter R. Ethik – Politik – Dichtung. Pounds Patria Mia // Political Poetry across the Centuries. London: Brill, 2016. Vol. 8. P. P. 27–40. Marinetti F. T. Guerra sola igiene del mondo. Milano, 1915. Nicholls P. Hard and Soft Modernism: Politics as “Theory” // A Handbook of Modernism Studies. Ed. by J.-M. Rabaté. New Jersey: Wiley-Blackwell, 2013. P. 15–33. Perloff M. The Dance of the Intellect: Studies in the Poetry of the Pound Tradition. Chicago: North-Western Uni. Press, 1996. 243 p. Pound E. ABC of Reading. London, Boston: Faber and Faber, (1934) 1991. Pound E. I Gather the Limbs of Osiris: IX. On Technique // The New Age, 10:13. 1912a. P. 297–299. Pound E. Patria mia and the treatise on harmony. London: Peter Owen Lim-ited, 1912b. Pound E. The Hard and Soft in French Poetry // Poetry. 1918. Vol. 11. P. 264–271. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |