Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: О дискурсообразующей роли модуса в коммуникативном процессе (на материале преобразований научного текста в учебный)

Авторы: Николай Данилович Голев, Ольга Сергеевна Григорьева

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 71-90
УДК: 81'42DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-71-90

Аннотация: Рассматриваются дискурсивные видоизменения научного текста, возникающие при его преобразовании в учебный текст. Главный предмет исследования – диктумно-модусный план взаимодействия двух видов дискурса и взаимоотношения диктума и модуса в этом плане. Основная теоретическая идея статьи заключается в выявлении и описании зависимости диктумно-модусного устройства учебного текста от коммуникативных стратегий и тактик. На этом фоне обосновывается определяющая роль модуса при трансформации научного текста в учебный: модус включается в целевые установки автора, трансформирующего научный текст в учебный, и, как следствие, определяет содержание, композицию и стилистические характеристики учебного текста.

Ключевые слова: диктум, модус, функции модуса, категории модуса, научный дискурс, учебный дискурс, роль модуса

Список литературы:

Акимова Г. Н., Вяткина С. В., Казаков В. П., Руднев Д. В. Изменения

в синтаксическом строе // Синтаксис современного русского языка: Учеб. / Под ред. С. В. Вяткиной. СПб., 2009. С. 287–322.

Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка, событие, факт. М., 1988. 341 с.

Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. 416 с.

Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста: Монография. Ростов н/Д, 1993. 182 с.

Белошапкова В. А. Синтаксис // Современный русский язык. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1989. С. 532–771.

Болгова Е. В. Лексикографирование зоонимов современного русского языка (на материале зоонимов тематической группы «Млекопитающие копытные, дикие») // Современная филология: состояние, проблемы, перспективы развития. Петрозаводск: Новая Наука, 2020. С. 54–76.

Голев Н. Д., Григорьева О. С. Взаимодействие научного и учебного дискурсов в аспекте коммуникативных стратегий и тактик // Экология языка и коммуникативная практика. 2017. № 1. С. 64–87.

Киселева С. В. К вопросу о синонимии / НИУ ВШЭ филиал Санкт-Петербурга. 2013. URL: www.hse.ru.pdf (дата обращения 10.09.2021).

Колмогорова А. В., Чистова Е. В., Мартынюк К. В., Уканакова Н. В., Радевич В. В., Варламова О. Н., Мжельских М. К. Ризоморфный клубок: когниция vs коммуникация / СФУ, Ин-т филологии и языковой коммуникации. Красноярск, 2017. 251 с.

Колосова Т. А. О диктуме и модусе в сложном предложении // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1979. № 2. С. 47–53.

Копытов О. Н. Взаимодействие квалификативных модусных смыслов

в тексте (авторизация и персуазивность): Дис. … канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 184 с.

Копытов О. Н. Модус на пространстве текста: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГИИК, 2012. 299 с.

Кремер И. Ю. Ментальный модус как интерпретационный компонент текста в сфере научной коммуникации // Вестник Рязан. гос. ун-та им. С. А. Есенина. 2015. № 4 (49). С. 86–99.

Лузина Л. Г. Контрастивная лексическая семантика. Contrastive lexical semantics / Ed. by E. Wiegand. Amsterdam: Benjamins, 1998. IX, 270 p. (Currenttrendsinling, theory. Ser. 4; vol. 171) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. 2000. № 1. С. 107–114.

Нагорный И. А. К вопросу о статусе модально-персуазивной квалификации // Русский литературный язык: номинация, предикация, экспрессия: Межвуз. сб. науч. тр., посвящ. 70-летию профессора П. А. Леканта. М.: МАНПО, 2002. С. 194–197.

Петрова Е. А. Интерпретация модусной нагрузки субстантивно-номинативных пропозем с опорой на значение коннекторов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63), ч. 2. C. 133–135.

Рябцева Н. К. Ментальный модус: от лексики к грамматике // Логический анализ языка. Ментальные действия / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Н. К. Рябцева. М.: Наука, 1993. С. 51–57.

Солганик Г. Я. К проблеме модальности текста // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст. Виноградовские чтения XII–XIII. М.: Наука, 1984. С. 174–186.

Сыроватская Н. С. Авторизация: проблемы определения и описания на уровне предложения и текста // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2009. № 12 (89): Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, культурология, искусствоведение, языкознание, литературоведение, экономика, право). С. 250–256.

Тураева З. Я. Лингвистика текста: категория модальности // Вопросы языкознания. 1994. № 3. С. 105–114.

Шмелева Т. В. Авторское начало в стилистике медийного текста // Медийное речеведение: Сб. ст. // Русский язык как фактор стабильности государства и нравственного здоровья нации: Труды и материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. 30 сентября – 2 октября 2010 г.: В 2 ч. / Под ред. О. В. Трофимовой. Тюмень: Мандр и К°, 2010. Ч. 2. С. 207–215.

Шмелева Т. В. Текст сквозь призму метафоры тканья // Вопросы стилистики: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. С. 68–74.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН