Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Семиотический аспект имени собственного: об интересе Паисия Лигарида к этимологии имени

Авторы: Светлана Климентьевна Севастьянова

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2022Страницы 195-210
УДК: 861.161.1DOI: 10.25205/2307-1737-2022-2-195-210

Аннотация: Цель статьи – объяснить способ, при помощи которого Газский митрополит Паисий Лигарид трактовал значение имени Алексей. В посвящении царю Алексею Михайловичу, открывающем первую часть книги о церковном суде над патриархом Никоном, обращаясь к русскому правителю, митрополит, вместо имени использовал метафоры «спаситель», «избавитель», «освободитель», «боголюбец» и «христолюбец». Эта риторическая фигура, хорошо известная в русской письменной культуре с древнейших времен, восходит к византийским приемам украшения речи. Стремясь раскрыть содержание новых коннотаций в имени Алексей, возникших в середине XVII в. в связи с активно эксплуатируемой греками идеей об освободительной миссии Алексея Михайловича на христианском Востоке, Лигарид разбил имя на буквы, «нарастив» каждую до слова. Содержание получившейся фразы соответствовало профетическим настроениям современности. Этот способ, внешне схожий с алфавитным акростишием, не был знаком русской барочной культуре, знавшей много «игр» с буквами и словами. Данный принцип выявления скрытого смысла слова не прижился в православной традиции, где имя собственное определяло судьбу человека и обладало сакральным значением, не нуждавшимся в поэлементной расшифровке и понимаемом как целое, в отличие от множества смыслов, получаемых при помощи манипуляций с буквами и жонглирования словами.

Ключевые слова: Газский митрополит Паисий Лигарид, Книга о соборе, царь Алексей Михайлович, имя Алексей, риторическая фигура речи, атомизм, азбучный именник, акростих, экспозиция

Список литературы:

Алпатов В. М. История лингвистических учений: Учеб. пособие. 4-е изд., испр., доп. М.: Языки славянской культуры, 2005. 368 с.

Атомизм и алфавитный принцип. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2014. № 6. С. 154–184.

Вдовина Г. В. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 648 с.

Вдовиченко А. В. Критическая ретроспектива лингвистического знания. Расставание с «языком». М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 510 с.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада / Пер. с фр. Е. В. Баевской, Э. М. Береговской. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с.

Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1958. Т. 1. 1042 с.

Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII века. М.: Наука, 1978. 272 с.

Загребин В. М. О названии одной буквы древнего славянского алфавита // Исследования памятников южнославянской и древнерусской письменности. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2006. С. 203–208.

Зализняк А. А. О древнейших кириллических абецедариях // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сб. к 70-летию Вячеслава Всеволодовича Иванова. М.: ОГИ, 1999. С. 543–576.

Ковтун Л. С. Лексикография в Московской Руси XVI – начала XVII в. Л.: Наука, 1975. 355 с.

Ковтун Л. С. Азбуковники XVI–XVII вв. (Старшая разновидность). Л.: Наука, 1989. 296 с.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в XI–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М.: Индрик, 2006. 904 с.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 178 с.

Мальтезу Х. Греки и Москва – имперский город // Рим, Константинополь, Москва: сравнительно-историческое исследование центров идеологии и культуры до XVII в. М.: ИРИ, 1997. С. 300–313.

Мелетий Смотрицкий. Грамматика. М., 1648.

Памво Берында. Лексикон славеноросский и имен толкование. Кутеинский монастырь, 1653.

Ромодановская Е. К. О поэтике имени в древнерусской литературе // ТОДРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. Т. 51. С. 3–8.

Савельева Л. В. Художественная структура азбучного именослова: стратегия дискурса // Традиция и литературный процесс: к 60-летию чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановской. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1999. С. 113–121.

Сазонова Л. И. Литературная культура России. Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. 896 с.

Сочинения преподобного Максима Грека. Казань: В Тип. Губернского правления, 1862. Ч. 3. 308 с.

Троцкий И. Проблемы языка в античной науке // Античные теории языка и стиля. М.: ОГИЗ, 1936. С. 7–28.

Успенский Б. А. Избр. тр. М.: Гнозис, 1994. Т. 2: Язык и культура. 688 с.

Успенский Б. А. Избр. тр. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. 608 с.

Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Иноческие имена на Руси. М.: Ин-т славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017. 344 с.

Фонкич Б. Л. Греческое книгописание в России в XVII в. // Книжные центры Древней Руси. XVII век. Разные аспекты исследования. СПб.: Дмитрий Буланин, 1994. С. 18–63.

Чеснокова Н. П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века (по документам Российского государственного архива древних актов). М.: Индрик, 2011. 288 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН