Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Смерть Сталина и метафора болезни государства в повести В. Гроссмана «Всё течёт…»

Авторы: Мауриция Калузио

Католический университет Святого Сердца, Милан, Италия

Выпуск 1, 2023Страницы 157-170
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2307-1753-2023-1-157-170

Аннотация:

Предлагается несколько уточнений к истории творческой эволюции Василия Гроссмана. Автор предлагает обратить внимание на не исследованные ранее варианты повести «Всё течёт…», над которой Гроссман работал в последние годы жизни (1955–1964), опубликованной в России в 1989 г. Изучение двух сохранившихся автографов текста и сопоставление разных версий повести помогают понять, как и когда советский Гроссман стал тем Гроссманом-диссидентом, которого можно было опубликовать только посмертно. Творческая эволюция писателя рассматривается в статье прежде всего через сопоставление нескольких характерных гроссмановских приемов (метафора, повторение, нарушение табу) и тем (болезнь и смерть Сталина, болезнь государства).

Ключевые слова: Василий Гроссман, «Всё течёт», варианты

Список литературы:

Берзер А. Прощание // Липкин С. Жизнь и судьба Василия Гроссмана. Берзер А. Прощание. М., 1990. С. 121–270.

Геллер M. Концентрационный мир и советская литература. Лондон, 1974. 352 с.

Калузио М. Василий Гроссман и первый опыт художественного исследования Гулага (О повести «Все течет…») // L’analisi linguistica e letteraria. 2017, no. 2, pp. 175–186.

Калузио М. Штрихи к портрету советского приспособленца: Николай Андреевич из повести В. Гроссмана «Все течет...» // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 66–87.

Красникова А. Взгляд – врач – враг. Частотные словари и эволюция языка и художественного мира «Всё течет…» Василия Гроссмана // Языковая личность в зеркале интерпретационных исследований / Под ред. Т. А. Трипольской. Новосибирск, 2021. С. 192–217.

Эткинд Е. Советские табу // Синтаксис. 1981. № 9. С. 3–20.

Garrard J. The Original Manuscript of Forever Flowing: Grossman’s Autopsy of the New Soviet Man // The Slavic and East European Journal. 1994. No. 2. P. 271–289.

Ghini G. Judas forgiven. Vasily Grossman’s last Meditation on Guilt // Гроссмановский сборник. Наследие современного классика / Сост. М. Калузио, А. Красникова, П. Тоско. Милан, 2016. C. 363–376.

Ghini G. Еverything flows but Ivan Grigorevich stands still: Grossman, Heraclitus, and the Prodigal Son // Vasily Grossman. A Writer’s Freedom. Ed. by Anna Bonola and Giovanni Maddalena. London, Chicago, McGill-Queen’s Uni. Press, 2018, pp. 79–94.

Markish S. Le Cas Grossman. Paris, Julliard, L’Age d’Homme, 1983.

Popoff A. Vasily Grossman and the Soviet Century. New Haven, London, Yale Uni. Press, 2019.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН