Критика и семиотика
(Critique and Semiotics) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2307-1737 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 | |
«Критика и семиотика» | |
|
СтатьяНазвание: Поэмы Виталия Рябинина в периодике Владивостока 1919–1920 годов Авторы: Елена Владимировна Капинос Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
Аннотация: Републикуются тексты поэм В. Рябинина «Зеленоостров», «Исчадный Вилли», «Чужие», напечатанные в труднодоступных в настоящее время газетах Владивостока: («Владиво-Ниппо», Владивосток, 1920, октябрь, «Голос Родины», Владивосток, 1920, июль). Виталий Рябинин – малоизвестный сибирский и дальневосточный футурист, автор книги «Мелотрельные аккорды» (Томск, 1918). В статье комментируются сюжет и стиль поэм «Зеленоостров» «Исчадный Вилли». Сюжет «Исчадного Вилли» возводится к рассказу А. Белого «Золотое руно», который, скорее всего, был воспринят В. Рябининым при посредничестве Т. Чурилина. Книги Т. Чурилина рецензировались и обсуждались в кругу дальневосточных футуристов, отрывок из рецензии В. Марта на «Весну после смерти» Т. Чурилина приводится в статье. Герой поэмы «Исчадный Вилли» – автоперсонаж, поэма представляет собой футуристическую мистерию, включает в себя как частотные футуристические мотивы, так и лейтмотивы, характерные для творчества В. Рябинина (цвета, краски, «украденное солнце», неустойчивость сознания и пр.). Красочность и живописность присуща также и поэме «Зеленоостров», написанной по мотивам либретто оперетты Ш. Лекока «Зеленый остров». Поэмы «Исчадный Вилли» и «Чужие», напечатанные в газете «Голос Родины», рассмотрены в статье как диптих, схожи их звуковой строй, поэтика и сюжетика. Ключевые слова: Виталий Рябинин, Т. Чурилин, А. Белый, дальневосточный футуризм, «Исчадный Вилли», «Зеленоостров», «Япония. Лепестки сакуры», поэма, автоперсонаж Список литературы: Безносов Д. Творческий путь Тихона Чурилина // Чурилин Т. Стихотворения и поэмы: В 3 т. М.: Гилея, 2012. Т. 1: Изданное при жизни. С. 13–60. Землянская К. А. Жанровая система «японских» произведений Венедикта Марта раннего периода // Сюжетология и сюжетография. 2024. № 2. С. 71–84. DOI 10.25205/2713-3133-2024-2-71-84 Здобнов Н. В. Материалы для Сибирского словаря писателей. М.: Северная Азия, 1927. 62 с. Ермакова Л. М. Ямато-моногатари как литературный памятник // Ямато-моногатари. М.: Наука, Вост. лит., 1982. С. 9–96. Кириллова Е. О. Дальневосточная гавань русского футуризма. Книга первая. Модернистские течения в литературе Дальнего Востока России 1917–1922 гг. (поэтические имена, идейно-художественные искания). Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2011. 636 с. Крусанов А. В. Русский авангард: 1907–1932 (Исторический обзор): В 3 т. М.: НЛО, 2003. Т. 2, кн. 2: Футуристическая революция (1917–1921). 608 с. Куликова Е. Ю. «Самоубийство (Записки эмоциолиста)» Виталия Рябинина: футуризм vs акмеизм // Вестник Том. гос. ун-та. 2020. № 454. С. 21–27. Куликова Е. Ю. «Японские акварели» Виталия Рябинина: жанровые и строфические эксперименты // Сибирский филологический журнал. 2021. № 3. С. 100–112. DOI 10.17223/18137083/76/8 Лавров А. В. О мифотворчестве аргонавтов // Миф – фольклор – литература. Л., 1978. С. 137–170. Макарова Е. А. Литературно-художественные сборники Сибири конца XVIII – первой трети ХХ в. в аспекте формирования регионального книгоиздания. Томск: ТГУ, 2020. 236 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |