Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Пушкинский код Дмитрия Александровича Пригова. Предощущение метамодерна

Авторы: Юрий Васильевич Шатин

Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия; Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 389-404
УДК: 81’42DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-389-404

Аннотация:

Рассматривается проблема художественного метода основателя московского концептуализма Дмитрия Александровича Пригова (ДАП). Несмотря на то, что новое направление – метамодернизм, пришедший на смену постмодернизму, – сложилось в 2010-е гг., когда творческий путь мастера завершился, многие черты его поэтики указывают на предощущение метамодерна. В частности, на примере анализа пушкинского кода ДАП выявляется ряд признаков становящейся художественной системы. Так, в отличие от постмодернизма ризома теряет у поэта свое абсолютное значение, побуждая текст к новой искренности, которая и обеспечивает осцилляцию текста между ней и постиронией. В пушкинском коде поэт преодолевает оппозицию массового vs элитарного, о чем прямо заявляет в «Предуведомлении» к сборнику «Стихотворения осени – зимы года жизни 1978». Наиболее значимый отказ от принципов постмодернизма в сторону метамодернизма обнаруживается в «Евгении Онегине Пушкина», где на месте отчуждении первичного текста начинает действовать противоположный механизм – присвоения чужого текста с игрой различными составляющими структуры пушкинского стихотворного романа, прежде всего с четырехстопным ямбом и онегинской строфой, которые подвергаются существенной трансформации. Таким образом, можно утверждать, что творчество ДАП, начавшееся в эпоху формирования, становления и развития постмодернизма, изначально не укладывалось в его рамки и требовало новых поисков, во много совпавших с новым литературным направлением.

Ключевые слова: Дмитрий Александрович Пригов, метамодернизм, пушкинский код

Список литературы:

Аккер Р., Вермюлен Т. Периодизируя 2000-е, или Появление метамодернизма // Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма. М., 2020. С. 39–82.

Белый А. Глоссолалия: Поэма о звуке. М., 2002. 142 с.

Захарова А. Я. Пригов: «новая НЕсентиментальность» // НЛО. 2023. № 180 (2). С. 78–88.

Зубова Л. Д. А. Пригов: инсталляция словесных объектов // Д. А. Пригов. Неканонический классик. М., 2010. С. 540–565.

Исмукова Я. «Ужас какой, Дмитрий Александрович!: Чудища Пригова // Question Rossicca. 2019. Т. 7, № 2. С. 442–457.

Константину Л. Четыре лика постиронии // Метамодернизм. М., 2020. С. 221–256.

Хрущёва Н. Метамодерн в музыке и вокруг нее. М.: РИПОЛ классик, 2020. 299 с.

Эйхенбаум Б. М. Лермонтов. Опыт историко-литературной оценки // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С. 140–288.

Эпштейн М. Лирика сорванного сознания: народное любомудрие у Д. А. Пригова // Неканонический классик. М., 2010. С. 252–262.

Ямпольский М. Пригов. Очерки художественного номинализма. М., 2016. 294 с.

Zavarzadeh M. The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American Prose Narratives // Journal of American Studies. 1975. No. 9 (1). P. 69–83.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН