Журнал «Критика и семиотика» | Институт филологии СО РАН
Критика и семиотика
(Critique and Semiotics)
ISSN 2307–1753 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для специалистов по филологии и семиотике
DOI: 10.25205/2307-1737
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84784 
«Критика и семиотика»
In English
Архив выпусков
Требования к оформлению материалов
Порядок приёма и публикации статей
Редакция
Редакционная коллегия и редакционный совет
Издательская этика
Поиск статей:


Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
silantev@post.nsu.ru Тел. 8-383-3301331

Статья

Название: Типологические особенности категории эвиденциальности в языках коренных этносов Северной Азии

Авторы: Людмила Алексеевна Ильина

Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия

Выпуск 2, 2024Страницы 435-450
УДК: 81.2.2DOI: 10.25205/2307-1753-2024-2-435-450

Аннотация:

Рассмотрены типологические особенности грамматической глагольной категории эвиденциальности, семантические компоненты которой – граммемы засвидетельствованности – выражаются морфологическими показателями глагольных форм.

Определены и обоснованы основные типологические признаки глагольной категории эвиденциальности в диахронии языков коренных этносов Северной Азии: наличие оппозиции прямой / косвенной засвидетельствованности, охватывающей все глагольные формы, выполняющие роль сказуемого в сообщениях о реальных ситуациях; наличие древней субкатегории чувственной засвидетельствованности с оппозицией граммем, указывающих на зрительное / незрительное (слух, обоняние, осязание, общие ощущения) восприятие реальных ситуаций; обязательность указания в сообщениях о реальных ситуациях источников сообщаемой информации.

На материале архаичных документированных срезов самодийских и юкагирских языков, представленных фольклорными текстами, прослежены коммуникативные функции эвиденциальных граммем чувственной засвидетельствованности в традиционной сфере сакрального общения, что позволило обосновать вывод об органичной связи сенсорных эвиденциальных граммем с традиционной этнической культурой самодийцев и юкагиров.

Ключевые слова: грамматикализованная эвиденциальность, языки Северной Азии, сенсорно-эвиденциальные граммемы, самодийские языки, юкагирские языки, древние коммуникативные функции, сакральная коммуникация, социокультурная детерминация

Список литературы:

Буркова С. И. Эвиденциальность и эпистемическая модальность в ненецком языке // Исследования по теории грамматики. М.: Гнозис, 2004. Вып. 3: Ирреалис и ирреальность. C. 353–374.

Вербов Г. Д. Диалект лесных ненцев // Самодийский сборник. Новосибирск: Ин-т истории, филологии и философии, 1973. C. 4–190.

Гак В. Г. Язык как форма самовыражения народа // Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. C. 54–68.

Добжанская О. Э. Шаманская музыка самодийских народов Красноярского края. Норильск: Апекс, 2008. 271 c.

Дурст-Андерсен П. В. Ментальная грамматика и лингвистические супертипы // Вопросы языкознания. 1995. № 6. C. 30–42.

Ильина Л. А. К проблеме социокультурной детерминации эвиденциальных граммем и оппозиций в языках Северной Азии // Языки и фольклор коренных народов Сибири. Новосибирск, 2016. Вып. 30. C. 21–29.

Ильина Л. А. Полипредикативные высказывания с сенсорной эвиденциальной семантикой в текстах традиционного фольклора колымских юкагиров // Современное юкагироведение в контексте арктических исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2023. C. 10–17.

Иохельсон В. И. Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. Якутск: Бичик, 2005. 272 с.

Козинцева Н. А. Категория эвиденциальности (проблемы типологического анализа) // Вопросы языкознания. 1994. № 3. C. 92–104.

Козинцева Н. А. Типология категории засвидетельствованности // Эвиденциальность в языках Европы и Азии. СПб.: Наука, 2007. С. 13–36.

Косериу Э. Синхрония, диахрония и история // Новое в лингвистике. М.: Иностр. лит., 1963. Вып. 3. C. 143–343.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

Мифология манси. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. 196 c.

Плунгян В. А. Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира. М.: РГГУ, 2011. 672 с.

Прокофьев Г. Н. Селькупская (остяко-самоедская) грамматика. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1935. 131 c.

Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1996. Ч. 1. 216 c.

Терещенко Н. М. Синтаксис самодийских языков. Л.: Наука, 1973. 323 c.

Якобсон Р. О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол // Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, 1972. C. 95–113.

Aikhenvald A. Y. Evidentialiti. Oxford: Oxford Uni. Press, 2004. 452 p.

Durst-Andersen P. Bag om sproget. Det kulturmentale univers i sprog og kommunikation. Kbenhavn: Hans Reitzels Forlag, 2011. 200 S.

Chafe W., Nichols J. (eds.). Evidentiality: The linguistic coding of epistemology. Noorwood, 1986. 358 p.

Jakobson R. Shifters, Verbal Categories and the Russian Verb. Harvard Uni. Press, 1957. 14 p.

Künnap A. On the Enets Evidential Suffixes // Linguistica Uralica. XXXVIII 2002. No. 2. P. 145–153.

Lehtisalo T. Juraksamojedishe Volksdichtung. Helsinki, 1947. 615 S.

Willet T. A cross-linguistic survey of the grammaticаlization of evidentialliti // Studies in language. 1988. Vol. 12, no. 1, pp. 51–57.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН